Автор Тема: Особенности этнических стереотипов в группах юристов  (Прочитано 325 раз)

Балестина И.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности этнических стереотипов в группах юристов

Балестина И.С.
Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)
Бовина И.Б.

Этнические стереотипы рассматриваются как разновидность социальных стереотипов и предопределяют взаимодействие индивида во всем социальном контексте, заполняя особым содержанием большинство сфер общественной жизни, включая таким образом и сферу правоохранительной системы. Следовательно, значительный теоретический и практический интерес представляет проблема стереотипизации для юридической психологии. Стереотипы, и в частности этнические стереотипы могут быть причинами когнитивных искажений и способны заставить очевидцев совершать ошибки в восприятии, запоминании и воспроизведении событий.
 Необходимость совершенствования подготовки специалистов, психопрофилактика стереотипов и предубеждений, развитие этнической толерантности в условиях современной напряженной социально-экономической обстановки также обусловили выделение темы исследования.
Цель исследования состояла в выявлении психологических особенностей этнических стереотипов юристов, как детерминант ошибок запоминания.
Были поставлены задачи, общий смысл которых заключался в выявлении ошибок запоминания в соответствии с этническими стереотипами и оценке универсальности их для всех изучаемых групп.
Группы юристов были сформированы из специалистов с высшим юридическим образованием — 7 из них на позиции государственного обвинителя, и 7 человек — следователи, мужчины и женщины, средний возраст всех участников 27 лет. Средний стаж работы 3 года.
За основу была взят эксперимент Г. Олпорта и Л. Постмэна 1947 года по распространению слухов. Где один человек, увидев некоторую сцену передавал ее описание другому человеку и т.д. Авторы обнаружили, что описание сцены часто менялось с передачей от человека к человеку, напоминая игру «сломанный телефон». Один важный результат касался слайда, изображающего типичных пассажиров в вагоне метро Нью-Йорка, на котором белый американец, держащий бритву, по-видимому, противостоит чернокожему мужчине в костюме (Treadway M., 1989).
В ходе выполнения нашего экспериментального исследования респондентам была продемонстрирована цветная фотокарточка с изображением сцены в московском метро, размером 26х18, главные персонажи на которой —человек славянской внешности, держащий в руке нож и по-видимому, противостоящий мужчине в рубашке и жилетке — представителю народа Кавказского региона, для изучения стереотипов в непосредственном их проявлении, в ходе некоторого рода взаимодействия субъекта и объекта стереотипизации.
Для всех групп была использована стандартная процедура. Предъявлялась инструкция: «Вам необходимо внимательно слушать то, что будет говорить Вам другой участник, и повторить то, что Вы услышали «как можно точнее» следующему человеку».
Затем, всех участников, кроме одного просили покинуть комнату. Когда участники вышли из комнаты, оставшемуся респонденту на 30 секунд предъявляют фотографию, изображающую детальную ситуацию, и ему дается задача описания (глядя на фото): его просят включить как можно больше подробностей в ее описании.
После первоначального описания сцены фотография убирается. Первый член группы за дверью приглашается обратно в комнату. Первая задача: прислушаться к рассказу «главного очевидца» и потом пересказать как можно точно следующему человеку.
Затем второй человек из группы приглашается в комнату, занимая место рядом с первым. Первый член группы повторяет описание сцены так же точно, как он может. Затем третий субъект занимает свою позицию рядом со вторым и прислушивается к его докладу.
Эта процедура продолжается таким же образом, пока последний субъект не повторит историю, которую он услышал, и в конце сравнивают его окончательную версию с оригиналом.
В процессе исследования регистрировалась вербальные цепочки испытуемых.
В результате проведения качественно-количественного анализа рассказов групп мы обнаружили, что во всех пересказах групп фигурировал нож и человек неславянской внешности, причем обе группы точно идентифицировали этническую принадлежность одного из героев («кавказец»). Только в  группе гособвинителей респонденты уделили внимание отношению окружения: все вокруг были равнодушны, кроме одной девушки, которая смотрит на них.
Самый интересный результат касался перемещения ножа, в группе гособвинителей не произошло перемещения оружия, когда как в группе следователей нож переместился от человека славянской внешности к представителю народа Кавказского региона уже на втором человеке в цепочке.
Таким образом, «быстрое» перемещение оружия в группе следователей, а также результаты постэкспериментальной беседы позволили сделать вывод, что в группе следователей существуют предубеждения (негативное явление, вытекающее из стереотипов (Андреева Г.М., 2005)) в отношении представителей Кавказского региона. А вывод о наличии предубежденности выдвигает предположение о том, что в группе следователей имеет место быть профессиональная деформация (изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), появляющиеся под влиянием выполнения профессиональной роли (Бандурка А.М, 2002), однако проверка данной гипотезы выходит за рамки данного исследования, но определяет перспективу дальнейшего изучения.
В целом, работа развивает социально-психологическую линию изучения этнических стереотипов, но через призму когнитивного подхода. Дальнейшие исследования также могут осуществляться в русле выявления так называемой «истинности» стереотипов и по уточнению тех атрибутов в образе «другого», которые актуализируют стереотип. Также возможны исследования с учетом стажа службы в профессиональных группах и с учетом гендерного фактора.
 
Литература
1. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. — Москва : Аспект Пресс, 2005. — 303 с.
2. Бандурка, А.М. Юридическая психология : учебник / А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская. — Харьков : Издательство Национального университета внутренних дел, 2002. – 596 с.
3. Treadway, M. Effects of Racial Stereotypes on Eyewitness Performance: Implications of the Real and the Rumoured Allport and Postman Studies / Molly Treadway, Michael McCloskey // Applied Cognitive Psychology. — 1989. — Vol. 3, 7 December. — P. 53-63.