Автор Тема: Информационное воздействие в формировании привлекательности профессии сотрудника  (Прочитано 320 раз)

Дружинина В.Н.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Информационное воздействие в формировании привлекательности профессии сотрудника ОВД
Дружинина В.Н.
Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя (г. Москва)
Научный руководитель: преподаватель кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психология служебной деятельности Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук Балашова В.А.

Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время проблема создания необходимого имиджа и поддержания должного престижа полицейской деятельности должна постоянно находиться в фокусе общественного внимания. Значимость роли полиции, ее авторитет в обществе и привлекательность полицейской профессии в сознании граждан создаются в первую очередь признанием статуса полицейских государством и в предоставлении им определенных властных полномочий и социально-правовых гарантий. На сегодняшний день произошло изменение качественного состава совершаемых преступлений. Например, одним из приоритетных направлений в правоохранительной деятельности является борьба с киберпреступностью. В связи с этим возникла необходимость подготовки сотрудников органов внутренних дел иного уровня. Процесс совершенствования кадровой политики органов внутренних дел предусматривает повышение престижа профессии сотрудника органов внутренних дел в глазах общественности. Общественное мнение, как известно, формируется под влиянием совокупности факторов, одним из которых является информационное воздействие. Отсюда возникает вопрос о значении информационного воздействия в формировании образа сотрудника органов внутренних дел и привлекательности данной профессии.
Объект исследования: информационное воздействие.
Предмет исследование: оценка информационного воздействия в формировании привлекательности профессии сотрудника ОВД.
Цель исследования: оценить информационное воздействие в формировании привлекательности профессии сотрудника ОВД.
Задачи исследования: 1. Определить значение информационного воздействия в профессиональной деятельности сотрудника ОВД. 2. Выявить степень привлекательности профессии сотрудника ОВД на основании транслируемой информации.
Эмпирическая база исследования: курсанты 5-го курса Института подготовки сотрудников для органов предварительного расследования Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя.
Методика исследования: разработанная автором исследования анкета, направленная на оценку характера информационного воздействия на респондентов и их реакцию.
Известно, что средства массовой информации и коммуникации транслируют информацию, которая тем или иным образом влияет на формирование общественного мнения и настроения.  Также средства массовой информации и коммуникации являются активно применяемым способом манипулирования общественным сознанием, ведь недаром на сегодняшний день говорят об информационной войне.
Результаты проведенного исследования выявили следующие особенности привлекательности профессии сотрудника органов внутренних дел с учетом оценки информационного воздействия.
Отвечая на вопрос, под влиянием чего сформировались Ваши представления о профессии сотрудника ОВД, респонденты в одинаковом соотношении (46%) выбрали такие варианты ответа как: информационные программы и современные художественные произведения.
Следующий вопрос был направлен на выявление того, испытывают ли респонденты на себе негативное информационное воздействие, как сотрудники ОВД. В результате 63 % мужчин-респондентов испытывают данное негативное воздействие, однако 72 % женщин-респондентов это отрицают. Данный факт может объясняться тем, что женщина в форме является привлекательным объектом восприятия и украшением той или иной структуры, при этом на мужчин-сотрудников смотрят только с профессиональной точки зрения.
Следующий вопрос «Как вы относитесь к роле женщины в системе ОВД» выявил, что 46% респондентов мужского пола относятся отрицательно к данному факту. При этом 31% из них положительно относятся, если женщина НЕ проходит службу в оперативно-розыскных или следственных подразделениях. Ответы женщин дали иные результаты: 93 % из них относятся к этому положительным образом, и только 7 % поддерживают мужскую половину в части, если женщина не работает в оперативном или следственном подразделении. Полученные результаты можно объяснить тем, что многие люди считаю службу в ОВД и иных системных подразделениях «чисто» мужской, и женщины не способны или не должны выполнять эту работу, которая могла бы ложиться на их «хрупкие» плечи. Кроме того, наличие социальных стереотипов о роли женщины в качестве хранительницы очага и совмещение этой роли со службой в ОВД представляется невозможным.
В анкете предусматривалось определить, сколько опрошенных респондентов испытывают чувство гордости за выбранную ими профессию. Ответы респондентов показали, что 91% из них относится к своей будущей профессии с чувством гордости.
Далее выяснялось, какой характер имеет общественное мнение о деятельности и личности сотрудника ОВД на сегодняшний день. Большинство респондентов (54 %) ответили, что такое мнение является ошибочным/искаженным, а также, что обществом они не оценены по достоинству.
Следующий вопрос «Какой должна быть информация в СМИ и СМК о деятельности системы ОВД» выявил, что 91% анкетируемых считают, что информация подобного рода должна подлежать цензуре, т.е. должна быть избирательно демонстрируемой. Остальные респонденты утверждают, что любая информация должна быть исключительно конфиденциальной. Подобная оценка может быть обусловлена спецификой правоохранительной деятельности, которая сама по себе подразумевает конфиденциальный характер. Излишняя открытость может повредить эффективности деятельности органов внутренних дел.
Далее был поставлен вопрос о том, что можно исправить во взаимодействии системы МВД со СМИ. Анализ ответов респондентов привел к выводу, что необходимо устранить представления о деятельности сотрудников ОВД в искаженной и преувеличенной форме, и больше преподносить положительную информацию для улучшения отношения граждан к правоохранительной системе. Создание положительного имиджа в глазах обычных граждан необходимо структуре для того, чтобы они были союзниками в борьбе с преступностью.
Вышеназванный ответ опередил последующий вопрос анкеты исследования «Как вы считаете, в СМИ и СМК присутствует ли гиперболизация негативной оценки о деятельности сотрудников ОВД». 91 % анкетируемых дали на него положительный ответ, объяснение которому было рассмотрено ранее.
Следующий вопрос «На основании информации о деятельности системы ОВД, которая транслируется в СМИ, Вы рекомендовали бы своим знакомым пойти служить в ОВД?» получил 87 % отрицательных ответов. Именно ответ на данный вопрос непосредственно демонстрирует наличие информационного воздействия на сотрудников органов внутренних дел через средства массовой информации, которое имеет негативный характер.
Заключительным вопросом анкеты являлся: «По Вашему мнению, какую оценку дает общество образу сотрудника ОВД на сегодняшний день». Анализ результатов показал, что 100 % респондентов считают, что общество скорее отрицательно относится к системе, нежели положительно.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить, что информационное воздействие в формировании привлекательности сотрудника ОВД активно присутствует и имеет при этом больше критический (негативный) характер, что в свою очередь влияет на формирование общественного мнения о данной профессии как внутри системы, так и за ее пределами.