Автор Тема: Взаимосвязь склонности к аутоагрессии с реакцией на фрустрирующую ситуацию...  (Прочитано 347 раз)

Емелина А.О.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Взаимосвязь склонности к аутоагрессии с реакцией на фрустрирующую ситуацию у подростков с девиантным поведением

Емелина А.О.
Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
Научный руководитель – И.Н. Коноплева

В период переходного возраста зачастую подростки проявляют агрессию и направляют ее на кого-то или на что-то, но агрессия также может быть направлена и на самого себя. Негатив, который ребенок направляет на себя, причиняя, тем самым, себе физические и психические страдания называется аутоагрессия. Подростки, совершающие аутоагрессивные действия, хотят лишь привлечь чье-то внимание, кого-то наказать или же пытаются заглушить эмоциональные переживания с помощью причинения себе физической боли.
Аутоагрессивное поведение является одной из форм агрессивного поведения. Аутоагрессивное поведение – это действия, которые направлены субъектом на самого себя для того, чтобы нанести повреждения своему здоровью.
Аутоагрессивное поведение может проявляться в нанесении себе тяжелых повреждений, например, ушибы, порезы, отравление, удары и т.п., в самообвинении, самоунижении, в тяжелых случаях аутоагрессивное поведение проявляется в попытке совершения суицида.
Аутоагрессивное поведение, в том числе среди подростков, является актуальной проблемой. Увеличилось количество суицидов в подростком возрасте, а также распространяется токсикомания, различные виды зависимости: алкогольные, наркотические.
Аутоагрессивное или самоповреждающее поведение является некоторым способом взаимодействия с окружающими, а также с самим собой, но при таком взаимодействии действия субъекта направлены на нанесение повреждений своему здоровью как соматическому, так и психическому. (Короленко Ц.П, Донских Т.А., 1990,  Берно-Беллекур И.В., 2003,  Змановская Е.В., 2004, Руженков А.А., Лобов Г.А., Боева А.В., 2008, Андроникова О.О., 2010).
Как известно, за последние годы в значительной степени увеличилось количество суицидальных попыток и самоубийств среди подростков. Об этом все чаще стали писать в средствах массовой информации, родители все чаще обеспокоены состоянием своих детей и не знают, как предостеречь своего ребенка от суицидальных попыток, как научиться распознавать состояние своего ребенка, ведь в настоящее время подростки мало говорят со своими родителями, тем более о своих проблемах.
Цель исследования состоит в изучении и выявлении взаимосвязи склонности к аутоагрессии с реакцией на фрустрирующую ситуацию у подростков с девиантным поведение.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Шкала безнадёжности Бека (англ. Beck Hopelessness Inventory, сокр. BHI) - шкала, измеряющая выраженность негативного отношения по отношению к субъективному будущему у взрослых и подростков;
2. Методика определения суицидальной направленности (личностный опросник ИСН);
3. Тест фрустрационных реакций Розенцвейга.
По итогам проведенного эмпирического исследования и корреляционного анализа были получены данные, касающиеся склонности к аутоагрессии, реакций на фрустрирующую ситуацию и оценки негативного отношения к своему будущему среди подростков с девиантным поведением:
1.   Анализ корреляционных связей суицидальной направленности и безнадежности по отношению к своему будущему (коэффициент корреляции 0,470 при уровне значимости 0,05): была выявлена прямая связь между депрессивностью (методика определения суицидальной направленности) и безнадежностью по отношению к своему будущему. Иными словами, чем выше уровень по шкале депрессивности, тем выше уровень безнадежности.
Анализируя полученный результат, можно говорить о том, что если у подростка наблюдается высокий уровень по шкале депрессивности, наблюдается сниженный фон настроения, подросток не способен переживать радость, негативно рассуждает и т.д., то уровень безнадежности по отношению к своему будущему также будет высоким. Безнадежность – это переживание отчаяния или пессимизма по поводу своего будущего.
2.    Была выявлена отрицательная связь между Шкалой общительности (методика определения суицидальной направленности) и Шкалой безнадежности (коэффициент корреляции -0,591 при уровне значимости 0,05). Это говорит о том, что чем выше уровень общительности у подростка, тем ниже уровень безнадежности по отношению к своему будущему. И наоборот, чем ниже уровень общительности, тем выше уровень безнадежности по отношению к своему будущему.
Таким образом, если у подростка не развиты коммуникативные способности, меньше общается со своими сверстниками, с окружающими, то безнадежность по отношению к своему будущему значительно повышается. Это связано с тем, что ребенок не выстраивает связи с окружающими в общении.
3.   Анализ корреляционных связей суицидальной направленности и реакций на фрустрирующую ситуацию (коэффициент корреляции 0,348 на уровне значимости 0,05): депрессивность (методика определения суицидальной направленности) положительно коррелирует с типом реакции, фиксирующемся на самозащите. Иными словами, подросток находящийся в состоянии депрессии склонен фиксироваться на самозащите.
Анализируя полученный результат, можно говорить о том, что если  у подростка наблюдается высокий уровень по шкале депрессивности, наблюдается сниженный фон настроения, подросток не способен переживать радость, негативно рассуждает и т.д., то в ситуации фрустрации он склонен направлять свою активность на защите собственной личности, предъявляет к окружающим повышенные требования.
По итогам проведенного эмпирического исследования следует сделать вывод о том, что основная гипотеза о том, что «существует достоверная связь между показателями склонности к аутоагрессии с реакцией на фрустрирующую ситуацию у подростков с девиантным поведением. У подростков с выраженной склонностью к аутоагрессии преобладают в поведении интрапунитивные реакции на фрустрирующую ситуацию» не подтвердилась.