Автор Тема: Тревожность, как психологическая предпосылка склонности...  (Прочитано 336 раз)

Зайнуллина Л.Ф.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Тревожность, как психологическая предпосылка склонности к формированию химического аддиктивного поведения у подростков

Зайнуллина Л.Ф.
Башкирский государственный педагогический университет
имени М. Акмуллы (г.Уфа)
Научный руководитель Шиляева И.Ф.

На сегодняшний день существует множество трудов, рассматривающих проблему зависимого поведения как одну из форм девиантного поведения, однако, этот социально-психологический феномен продолжает набирать обороты. Несмотря на то, что множество психологических школ и теоретических направлений дают свою трактовку этой проблемы, тема до сих пор является открытой для обсуждения. Для стабилизации этой ситуации необходим системный подход, рассматривающий способы выявления аддикций на стадии склонности и рассмотрение возможных детерминант этого явления.  В связи с этим, для получения новых сведений о возможных причинах формирования зависимостей мы провели исследование, направленное на изучение влияния уровня тревожности на склонность к химическому зависимому поведению.
Так как,  несмотря на все  количество научных изысканий в области психологии девиантного поведения, до сих пор нет точных данных о взаимосвязи зависимого поведения и уровня тревожности, проделанная работа является актуальной. Кроме того, отсутствие такой информации  может стать причиной  неэффективной профилактики зависимого поведения.
Таким образом, целью нашего исследования стало изучение влияния тревожности на формирование аддиктивного поведения у школьников старших классов. Объектом исследования выступило аддиктивное поведение, а предмет исследования - влияние тревожности на формирование склонности к зависимому поведению у подростков.
Для оценки полученных результатов была выдвинута гипотеза исследования: Мы предполагаем, что существует взаимосвязь между уровнем тревожности и склонностью к формированию зависимого поведения.
Исследование было направлено на выявление взаимосвязи между уровнем тревожности и зависимого химического поведения у подростков.  В частности мы провели сбор и обработку информации  о  28 учениках 10-11-х классов средней общеобразовательной школы.
Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги,  характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один 
из основных параметров индивидуальных различий. Таким образом, это состояние повышенного беспокойства и эмоционального напряжения человека, мешающее ему в решении повседневных задач и снижающее его работоспособность [2, c.344].
В нашем исследовании рассматривались два типа тревожности: ситуативная тревожность, то есть связанная с конкретной ситуацией и личностная, проявляющаяся как стабильное свойство личности у школьников старших классов.
Для выявления уровня тревожности (личностной и ситуативной) была проведена методика Спилбергера-Ханина  «Шкала реактивной и личностной тревожности». Эта методика представляет собой достаточно надежный и информативный инструмент для измерения тревожности как свойства личности и как состояния в определенный момент.
Аддиктивное поведение – это одна из форм девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности по средствам изменения своего психического состояния, что достигается различными способами – химическим (прием веществ, воздействующих на психику) и не химическим [2, c.43].
Для проведения анализа мы изучали склонность у подростков к химическому зависимому поведению, а именно к алкоголю и наркотикам.
Для этого мы провели методику  «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевича.
После сбора информации мы провели математическую обработку данных, для этого использовался метод ранговой линейной корреляции Спирмена. В результате, мы выяснили, что корреляция между личностной тревожностью и склонностью к зависимому поведению не выявлена, также не подтвердилась достоверность связи между реактивной тревожностью и склонностью к наркомании. Однако корреляция между реактивной тревожностью и склонностью к алкогольной зависимости достоверна.
Этот факт в совокупности с тем, что в данной выборке  88% девушек и 46% юношей имеют высокий уровень личностной тревожности, говорит о том, что в случае неэффективной профилактической работы по предупреждению употребления алкоголя, ребята могут попасть в группу риска. Данные показатели необходимо учесть школьным психологам при проведении психопрофилактической и психотерапевтической работы в выпускных классах, поскольку стресс, вызванный подготовкой к выпускным экзаменам, может стать причиной сильного скачка уровня тревожности.
Также важно отметить тот факт, что, к сожалению, склонность к наркотической зависимости и среди девушек, и среди юношей, является очень высокой, а именно 68% участников исследования склонны к употреблению наркотических веществ. Это указывает на то, что существуют и другие особенности личности, являющиеся предпосылками для формирования химического зависимого поведения, не учтенные в данном исследовании.
Полученные результаты указывают на то, что для получения полной и всесторонней картины в понимании химического зависимого поведения, и девиантного поведения в целом, необходимо проводить дополнительные научные изыскания с целью поиска психологических детерминант отклонений в поведении и формировании склонности к аддиктивному поведению.

Список литературы:
1. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов [Текст] / Л.Ф. Бурлачук. – М.: Просвещение, 2008. 710 с.
2. Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Е.В. Змановская. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2007. 288 с.
3. Карпенко, Л.А., Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Краткий  психологический словарь. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 598 с.