Автор Тема: Особенности проявления агрессии подростками с РАС при разном когнитивном уровне  (Прочитано 338 раз)

Сорокина Ю.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Особенности проявления агрессии подростками с расстройствами аутистического спектра при разном когнитивном уровне

Сорокина Ю.С.
Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)

В мире все больше и больше детей рождаются с различными патологиям, как физическими, так и психическими. Примером такой патологии являются когнитивные нарушения, которые представляют собой актуальную проблему, как в российской, так и мировой психологии. По наиболее качественному и понятному определению, когнитивные функции это высшие психические функции мозга, при помощи которых осуществляется процесс рационального (осознанного) познания мира: восприятие, внимание, память, мышление, праксис и речь. Важной особенностью когнитивных функций является их тесная связь с эмоционально-волевой сферой, формированием характера и личности. Весь спектр когнитивных нарушений у детей условно можно разделить на две группы: тяжелые и легкие. К заболеваниям с тяжелыми когнитивными нарушениями относится умственная отсталость. Это состояние характеризуются выраженным и стойким когнитивным дефицитом, а их прогноз заключен в жесткие рамки, ограниченные компенсаторными возможностями мозга и организма ребенка в целом (Никольская О.С., 2017).
В современном обществе значительно увеличилось число лиц с расстройством аутистического спектра, которое характеризуется стойким недостатком коммуникативных навыков, повторяющимися однообразными действиями и разной степенью интеллектуального недоразвития. Многие формы поведения таких детей до сих пор мало изучены. Одной из форм поведения подростков с РАС, отягощенной умственной отсталостью, является проявление агрессии.
Нарушения поведения были и остаются актуальными проблемами специальной психологии. Исследователи этой области науки отмечают не только специфику нарушений поведении, но и своеобразие его проявлений у каждой конкретной категории детей. Особую группу представляют собой дети, страдающие аутизмом. Из всех перечисленных признаков аутизма разные авторы выделяют либо диаду, либо триаду симптомов. Так К.С. Лебединская и О.С. Никольская выделяют основными признаками стойкое сочетание двух видов расстройств: аутизм как симптом и стереотипность поведения.
Жизнь подростка с аутизмом зависит от тяжести болезни. Подростки с высоко функциональной формой аутизма учатся в обычных классах и даже в классах для отличников, участвуют в жизни школы и, несмотря на некоторые трудности в общении, практически не отличаются от своих сверстников. Напротив, подростки с тяжелой формой аутизма не в состоянии обучаться, заботиться о себе самостоятельно и удовлетворять основные потребности без посторонней помощи (Богдашина О.Б., 1999).
Агрессивное поведение не типично для каждого ребенка с аутизмом, но при наблюдении такового часто отмечается нарушение развития, что приносит существенные проблемы на протяжении всей жизни. В подростковом возрасте происходят быстрые физические и эмоциональные изменения в организме, что не всегда понимается подростком с аутизмом. Эти изменения могут привести к проявлению агрессии. К факторам риска проявления агрессии у подростков с аутизмом можно отнести: подростков – жертв физического и сексуального насилия, подростков из неблагополучных (по социально-экономическому статусу) семей, подростков с травмой головного мозга.
В ходе эмпирической работы по определению проявлений агрессивных реакций были рассмотрены группы подростков с расстройством аутистического спектра: «Норма и ЗПР», «Легкая степень УО», «Умеренная степень УО» и «Тяжелая степень УО».
Были получены следующие результаты:
Для подростков группы «Норма и ЗПР» преобладающим проявлением агрессии является вербальная; физическая агрессия встречается реже и направлена на предмет. Чаще всего агрессия возникает при попытке ограничить активность подростка.
Среди подростков с УО и расстройством аутистического спектра наблюдается проявление как физической, так и вербальной агрессии. Показатель вербальной агрессии достоверно выше у подростков с легкой степенью УО, по сравнению с показателями групп умеренной и тяжелой степенью УО. Показатель физической агрессии у подростков с УО больше проявляется у представителей с тяжелой степенью УО, по сравнению с легкой и умеренной степенью УО. У подростков с легкой степенью УО и с умеренной степенью УО направленность агрессивного поведения в большинстве случаев выражается на других детей, себя, предмет. У подростков с тяжелой степенью УО направленность агрессивного поведения часто выражается на себя и на взрослых. Во всех группах подростков с УО является преобладание агрессивных реакций на изменение условий.
Таким образом, данное исследование подтверждает гипотезу о том, что особенности проявлений агрессии у подростков с аутизмом обнаруживают связь с их интеллектуальным уровнем.

Литература
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – Москва : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2012. – 512 с.
2. Богдашина, О. Аутизм : определение и диагностика. – Донецк : Лебедь, 1999. – 112 с.
3. Иванов, Е.С. Аутизм и интеллектуальная недостаточность у детей // Развитие специальной (коррекционной) психологии в изменяющейся России : Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения 2005». СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. С. 118 – 123.
4. Карвасарская, И. Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. Москва : Теревинф, 2013. – 70 с.
5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. – Москва : Теревинф, 2017. – 288 с.