Автор Тема: Особенности эмоционально-оценочного компонента самосознания лиц...  (Прочитано 1467 раз)

Щукина Е.С

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности эмоционально-оценочного компонента самосознания лиц с алкогольной зависимостью

Щукина Е.С.
Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
Научный руководитель – Бусарова О.Р.

Девиантное поведение, как нарушение социальных норм, приобретает все более развернутый и массовый характер, что воплощается в очень опасных и разрушительных тенденциях для общества в частности и в целом. С течением времени количество и виды обстоятельств, влияющих на формирование отклоняющегося поведения, увеличиваются, что приводит к постепенному краху общественно-нормативных структур и самого общества.
На основании статистики Роспотребнодзора, в 2016 году алкоголизмом в стране страдают более 5 миллионов человек (из них 6% детей). Так же в России зарегистрирован факт регулярного употребления наркотиков почти 6 млн. человек. По статистике от общего числа наркоманов в России 20% – это школьники, 60% – молодежь в возрасте 16-30 лет и 20% – люди более старшего возраста. В нетрезвом виде в России совершается около 55% краж, по 70% разбойных нападений, убийств и изнасилований. Под воздействием алкоголя и наркотиков люди начинают терять контроль над своими действиями и поступками. Таким показателям свойственна увеличивающаяся тенденция, несмотря на многочисленные попытки на законодательном уровне исправить сложившуюся ситуацию (Реабилитационный центр…  2017; Центр социальной помощи … 2016).  Иными словами, изучение данного феномена продолжает быть актуальной задачей на протяжении уже нескольких лет и останется актуальной в будущем.
Наличие или отсутствие социальных отклонений в поведении человека во многом зависит от самосознания личности. Оно возникает в структуре сознания личности по мере того, как человек познает себя самостоятельным субъектом в своей практической и теоретической деятельности. Оно является тем, что человек называет своим «Я» (Рубинштейн С.Л., 1976). Это совокупность представлений личности о себе, выражающихся в «Я-концепции», которая играет важнейшую роль в формировании самосознания и, как следствие, целостной личности. Любой из компонентов «Я-концепции» может быть как позитивным, так и негативным, вследствие чего, в основном, и строится отношение человека к себе и стиль его поведения (Бернс Р., 1986).
Гипотеза исследования заключается в предположении, что у лиц с алкогольной зависимостью чаще обнаруживаются аномалии эмоционально-оценочного компонента самосознания.
В исследовании приняли участие 48 испытуемых в возрасте от 20 до 45 лет, длительное время проживающих в одном из городов Подмосковья с численностью населения около 120 тыс. человек. В экспериментальную и контрольную группы вошли по 10 женщин и по 14 мужчин в каждую.  Испытуемыми экспериментальной группы стали люди с алкогольной зависимостью, выявленной в процессе беседы с ними, контрольной группы – лица, свободные от алкогольной зависимости.
В работе применялись методы: беседа, тестовый. Были использованы следующие методики: «Тест-опросник cамоотношения» В.В. Столина и С.Р. Пантилеева; «Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн»; тест «Кто Я?» М. Куна (15 утверждений) и проективная методика «Рисунок человека».
В ходе беседы было выявлено, что 63% от общего числа испытуемых экспериментальной группы регулярно употребляют большое количество алкоголя разной крепости. Из них 60% как минимум раз в месяц «уходят в запой» на 1-2 недели. 37% от общего числа испытуемых экспериментальной группы пытаются контролировать свои порывы к употреблению алкоголя в больших количествах.
По результатам методики «Тест-опросник cамоотношения» В.В. Столина и С.Р. Пантилеева процент позитивного самоотношения в экспериментальной группе ниже (29%), чем в контрольной (75%), а процент конфликтного и негативного самоотношения в совокупности выше (в экспериментальной – 71%; в контрольной – 25%).
Результаты «Методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн» свидетельствуют, что показатели адекватной самооценки в контрольной группе выше, чем в экспериментальной (71% и 25% соответственно). Показатели адекватного уровня притязаний в контрольной группе выше, чем в экспериментальной (79% и 37% соответственно).
По результатам методики «Кто Я?» М. Куна процент отсутствия социальных ролей в самоописании в экспериментальной группе выше, чем в контрольной (88% и 38% соответственно). В контрольной группе, в отличие от экспериментальной (54% и 8% соответственно), преобладает тип описания, в котором соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик примерно одинаково, что даёт основания  предположить, что человек проявляет свою индивидуальность и вместе с тем  в основном придерживается социальных норм. Соотношение по отсутствию в самоописании индивидуальных характеристик практически одинаковое.
По результатам методики «Рисунок человека» в экспериментальной группе наиболее распространенными симптомокомплексами являются: агрессивность, тревожность, импульсивность, негативизм, демонстративность и эмоциональная лабильность. В контрольной группе наиболее распространенными симптомокомплексами являются: хорошо адаптированная личность, тревожность, импульсивность и демонстративность. Основные отличия экспериментальной группы от контрольной состоят в следующем: у испытуемых данной группы уровень адаптированности в основном ниже,   выше уровень агрессивности, импульсивности, негативизма и чаще встречается эмоциональная лабильность, сниженное настроение и потребность в опоре.
По результатам исследования самосознания лиц с алкогольной зависимостью можно сделать несколько выводов:
1. Лицам с алкогольной зависимостью чаще свойственен конфликтный или негативный вид самоотношения.
2. Лицам с алкогольной зависимостью чаще свойственна неадекватная, а именно завышенная, заниженная, или неустойчивая самооценка и неадекватный, а именно завышенный или заниженный,  уровень притязаний.
3. У лиц с алкогольной зависимостью чаще возникают сложности в выполнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей. У данных лиц более выражены трудности с саморегуляцией и самоконтролем поведения, чем у людей, которые могут придерживаться своих социальных ролей и ведут себя в пределах социальной нормы.
4. В основном лица с алкогольной зависимостью чаще обладают негативизмом, плохо или не так хорошо, как люди социальной нормы, адаптированы, более агрессивны, импульсивны, эмоционально неустойчивы. Вероятнее, что они больше нуждаются в опоре и подвержены сниженному фону настроения.
Итак, можно констатировать, что существует определенная взаимосвязь между качеством самосознания и предрасположенностью к девиантному поведению, которая находится в прямой зависимости от комплексного личностного образования, коим и является самосознание с учетом его компонентов. В развитие данной темы интересно было бы провести аналогичное исследование самосознания лиц с другими формами девиантного поведения и попытаться найти общие и специфические особенности их самосознания по сравнению с лицами с нормативным поведением.

Литература
1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание  / Пер. с англ. - М.: «Прогресс», 1986 – 422 с.
2. Рубинштейн, С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности / Из кн. Проблемы общей психологии. М. 1976 – с. 241-252
3. Реабилитационный центр для наркозависимых «Здоровый Новосибирск» [Электронный ресурс] – URL: http://novosibirsk.czm.su/news/statistika-alkogolnoy-zavisimosti-v-rossii-za-2016-god.html (дата обращения - 24.01.2017)
4. Центр социальной помощи «Утренняя звезда» [Электронный ресурс] – URL: http://utrezve.org/?p=3802 (дата обращения – 06.06.2016)