Автор Тема: Психологические особенности инвалидов, как одной из наиболее...  (Прочитано 853 раз)

Маркова Т.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Психологические особенности инвалидов, как одной из наиболее социально-уязвимых категорий осуждённых

Маркова Т. А.
Академия ФСИН России (г. Рязань)
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор,
профессор кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС
Академии ФСИН России Енгалычев Вали Фатехович

Работа в исправительных учреждениях, в том числе и психологическая, по оказанию осуждённым помощи, в целях их поддержки, адаптации и ресоциализации в период отбывания  наказания, является важной в исправительном учреждении, тем более с осуждёнными инвалидами. В наше время психологическое сопровождение осуждённых инвалидов в местах лишения свободы развивается как особый вид деятельности по оказанию психологической помощи и сопровождения инвалидов, как одной из наиболее социально-уязвимых категорий осуждённых.
Ситуация инвалидности несет в себе деструктивный потенциал. Недуг, его физическое проявление, может являться одним из факторов самоизоляции инвалидов. Недуг может являться физическим препятствием к удовлетворению ряда базовых физиологических потребностей (Смирнов А.В., 2000). Ограниченность жизнедеятельности, изоляция от общества, вызванная разными причинами, и неопределенность будущего фрустрируют инвалида, часто приводят к психическому истощению. Одни винят во всем себя, другие – внешние обстоятельства, третьи оказываются фаталистами и мирятся с ситуацией фрустрации, четвертые готовы активно воздействовать на эти обстоятельства, желая изменить их. (Соловьева Н.А., 2004)
Окружающая среда, в которой находятся осужденные инвалиды в УИС, не отличается от среды, в которой находятся остальные осужденные. При этом индивидуально-психологические особенности осужденных инвалидов, в связи с их состоянием, нередко способствуют возникновению у них чувства безысходности, одиночества, агрессивности, конфликтности.
Психологами УФСИН России по Рязанской области проводилось обследование осуждённых с ограниченными возможностями здоровья. Ими было выявлено, что у испытуемых средний или повышенный уровень агрессии, невысокий уровень суицидального риска, повышенный уровень конфликтности и внутренней напряженности. Им свойственны отрицание и проекция. Это свидетельствует о стремлении «вытолкнуть» из своего сознания мысли о болезни или обвинить окружающих в её проявлении.
Как показали анкетные данные обследования, основой проблемой осуж-дённых инвалидов в исправительных учреждениях в той или иной мере явля-ются проявления их ограничений:
- физическое ограничение или изоляция инвалида обусловлена либо фи-зическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостат-ками, которые ему мешают самостоятельно передвигаться или ориентироваться в пространстве;
- трудовая изоляция. Из-за патологий возможность трудоустройства либо сильно ограничена, либо полностью отсутствует;
- материальная необеспеченность. Эти люди вынуждены существовать на невысокую зарплату и на пособие, которые не могу быть достаточными для обеспечения достойного уровня жизни;
- пространственно-средовой барьер. Сама организация жилой среды в исправительном учреждении не всегда является дружественной по отношению к инвалиду (Самофалова О.В., 2017).
Необходимо также указать на то, что и индивидуальные особенности ин-валидов могут способствовать формированию обособленности от общества. Исследование индивидуально-психологических особенностей инвалидов пока-зывают наличие у них чувства неуверенности, комплекса неполноценности и страха неудачи, проявляющиеся в ситуациях социального взаимодействия (Смирнов А.В., 2001).
В зависимости от основного заболевания, психологическая помощь инвалиду может быть как необходимой реабилитационной мерой, так и формой поддержки. В  работе с инвалидами психолог должен учитывать некоторые психологические обстоятельства:
- в процессе общения улавливать малейшие оттенки его переживаний, проявлять душевную теплоту, мягкость и доброту, внимательно выслушивать страдающего человека и проявлять доброжелательность и заинте-ресованность;
- эмпатировать, соучаствовать в переживаниях больного и не скрывать своих актуальных чувств и настроений по отношению к совместно переживае-мым явлениям, постепенно продвигаясь к пониманию психотравмирующих факторов и ситуаций;
- общение целесообразно организовать так, чтобы была возможность оценить свойства его нервной деятельности (силу, подвижность и уравновешенность) (Назарько Н.А., 2013).
Инвалидность, в основном по объективным причинам разрешить окончательно невозможно. Однако психолог может сделать так, чтобы у человека с ограниченными возможностями не пропало желание жить, ведь инвалидность сама по себе является крайне стрессогенным фактором. Поэтому психокоррекционные и психопрофилактические мероприятия должны быть связаны с поиском возможностей для самопринятия, самокомпенсации и самореализации в сложившихся обстоятельствах.
Таким образом, работа психолога с инвалидами является актуальной, но в местах лишения свободы она становится более значимой, так как инвалиды являются одной из наиболее социально-уязвимых категорий осужденных.

Список литературы
1. Педагогика и психология. Приоритетные научные направления: от теории к практике. Коллективная монография / Абрамова Л.А., Блок Р.И., Игорева Э.Н., Кириллова О.В., Кириллова Т.В. и др. / Под ред. О.В. Ки-рилловой, Е.Г Шубниковой. - Чебоксары, 2014. - 148 с.
2. Психология инвалидности: Метод. указания / Сост. Н. А. Соловье-ва; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 2004. – 47 с.
3. Самофалова О. В. Преодолевая стереотипы и барьеры / О. В. Самофалова // Преступление и наказание. – 2017. - №4. – С. 13-15.
4. Смирнов А. В. Исследование глубинно-психологических особенностей инвалидов / А. В. Смирнов // Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире : сборник научных трудов / Уральск. гос. ун-т. - Екатеринбург, 2001. С. 142-167.
5. Смирнов А. В. Профессиональная реабилитация инвалидов / А. В. Смирнов // «ПЕРСОНАЛ-PROFY». 2000. Выпуск №1. - С. 15.
6. Этика общения с людьми имеющими инвалидность: памятка—рекомендация / Сост. Н. А. Назарько. - Таганрог: ЦГПБ ЦЕМ, 2013. – 31 с.