Автор Тема: Профессиональное выгорание у начальников отряда и воспитателей...  (Прочитано 846 раз)

Гранкина В.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Профессиональное выгорание у начальников отряда и воспитателей исправительных учреждений: причины, возможности профилактики и коррекции

Гранкина В.Д.
магистрант факультета юридической психологии
МГППУ, Москва, Россия
beta33@mail.ru
Научный руководитель – Дебольский М.Г.

Одно из важных направлений повышения эффективности функционирования уголовно-исполнительной системы России – это совершенствование деятельности личного состава и профилактика деструктивных проявлений среди персонала. В этой связи, весьма актуальной проблемой является своевременное выявление лиц с признаками профессионального выгорания и профилактика данного синдрома [2]. Сам феномен профессионального выгорания у тюремного персонала был выявлен в конце 1960-х годов (Bradley, 1969). В дальнейшем его закономерности изучались как за рубежом так и в России. (H. G. Freudenberger, 1974; С. Maslach, 1982; T. Coxetal., 1993; W. Schaufelly, D. Enzmann, 1998; A. Plana, 2003; Т. В. Форманюк, 1994; А. К. Маркова, 1996; В. В. Бойко, 1996; Н. Е. Водопьянова, Н. В. Гришина, 1997; В. Е. Орел, 2001; Т. Н. Ронгинская, 2002; С. А. Калашникова, 2004; Н. В. Мальцева, 2005; Н. В. Мушастая, 2007; Т. И. Шевченко, 2007; О. Н. Доценко, 2008; Е. С. Старченкова, 2008;И. В. Малышев, 2009; О. В. Полунина, 2009; Т. В. Темиров, С. А. Наличаева, 2011; О. В. Павлова, 2012; Н. Ю. Бузовкина, 2013и др.).
Проблема  профессионального выгорания изучалась  и на материалах деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (М. Г. Дебольский, О.В. Крапивина, С.В. Кулакова, В.М. Поздняков, М.А. Черкасова, М.П. Чернышкова и др.). Однако, до настоящего времени не изучены особенности профессионального выгорания у такой категории работников, как начальники отряда и воспитатели исправительных учреждений, хотя,  вероятно,  они отличаются не только спецификой деятельности, но и личностными качествами, профессиональными способностями.  Деятельность данной категории сотрудников наиболее ярко носит помогающий, воспитательный  характер, они постоянно общаются с осужденными, поэтому можно полагать, что начальники отряда и воспитатели  больше всего подвержены профессиональному выгоранию.
Цель ВКР: оценить состояние исследований профессионального выгорания у начальников отряда,  воспитателей УИС и теоретически обосновать подходы к профилактике  «эмоционального выгорания»  у данной категории сотрудников.
Задачи исследования:
1) Обосновать концептуальный подход к проблеме исследования   профессионального (эмоционального) выгорания начальников отряда и воспитателей исправительных учреждений.
2) Выявить  условия  профессиональной деятельности, влияющие на эмоциональное выгорание начальников отряда и воспитателей исправительных учреждений.
3) Используя структурный подход (на основе трехфакторной модели К. Маслач, С. Джексон) описать основные элементы  профессионального выгорания начальников отряда и воспитателей исправительных учреждений. 
4) Выделить факторные и динамические особенности эмоционального выгорания начальников отряда и воспитателей исправительных учреждений (на основе опросника В.В. Бойко).
5) Проанализировать особенности профессионального выгорания  начальников отряда и воспитателей исправительных учреждений в зависимости от их личностных качеств.
6) Обосновать  программу профилактики профессионального выгорания  начальников отряда и воспитателей исправительных учреждений, с учетом результатов проведенного исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методики проведения эмпирического исследования: опросник «Профессиональное выгорание» (К. Маслач и С. Джексон) – для сотрудников правоохранительных органов; Опросник «Эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко) ;тест Кэттелла (форма «С»); специально разработанная анкета.
Остановимся на основных результатах исследования.
1. Большинство начальников отряда и воспитателей  удовлетворены условиями и содержанием  профессиональной деятельности. У воспитателей и начальников отряда выше, чем у сотрудников охраны и безопасности удовлетворенность содержанием труда, но ниже удовлетворенность  условиями профессиональной деятельности. У начальников отряда труд во многом психолого-педагогический, воспитательный, они мотивированы на эту работу.
2.  У начальников отряда и воспитателей исправительных учреждений наиболее отчетливо прослеживается эмоциональное выгорание следующих структурных компонентов: эмоциональное истощение  и редукция личных достижений. Общий уровень эмоционального выгорания у начальников отряда и воспитателей выше, чем у сотрудников службы безопасности, но  у последних, боле высокий уровень деперсонализации, что проявляется в дегуманизации отношений с осужденными.
3. В качестве основных факторов профессиональной деятельности начальников отряда и воспитателей исправительных учреждений, способствующих их эмоциональному выгоранию выступают: загруженность, сильное эмоциональное напряжение,  непомерные требования вышестоящих руководителей, частые проверки, несогласованные действия сотрудников других служб, бюрократия, недостаточная правовая защищенность сотрудников. Они  приводят к неудовлетворенности трудом и эмоциональному выгоранию.
4. Эмоциональное выгорание взаимосвязано с рядом личностных качеств начальников отряда. Установлено что у сотрудников с высоким уровнем профессионального выгорания более выражены эмоциональные качества. Они более экспрессивны (фактор F по Кетеллу), в стрессовой ситуации более склонны к непостоянству, имеют повышенную склонность к риску (фактор Н), и высокий уровень тревоги, неорганизованны и безответственны, импульсивны (фактор О). Они более ранимы, замкнуты, но при этом подозрительны (фактор L)  и консервативны. У таких сотрудников гораздо чаще может быть низкая дисциплинированность, потворство своим желаниям, неумение контролировать свои эмоции и поведение (фактор Q3). Различия в степени выраженности данных качеств статистически значимые.
Выгорание не следует считать чем-то неизбежным. Нужно предпринимать определенные шаги по профилактике, которые могут предотвратить или ослабить его воздействие. Те, кто не хочет страдать от выгорания – «душевного бесчувствия» и циничности по отношению к событиям своей жизни и окружающим людям, должны позаботиться о приумножении и активизации своих личностных ресурсов, преодолении жизненных и рабочих стрессов.
На основе проведенного исследования разработана программа, способствующая повышению устойчивости сотрудников  к стрессам и профилактике выгорания.
Программа включает 3 этапа (13 – 15 занятий): 1 этап – ориентировочный (его цель: эмоциональное объединение участников группы, снижение напряжения и сплочение группы, а так же повышение  самоопределения и самопознание); 2 этап – развивающий (обучение сотрудников снимать стрессовое напряжение, используя техники релаксации и саморегуляции, освоение навыки бесконфликтного общения).
3 этап – закрепляющий (развитие умений разрешать сложные служебные и жизненные ситуации  )
Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, основное содержание, рефлексия по поводу данного занятия и ритуал прощания. Продолжительность занятия – 1,5 часа.
В ходе работы используются игровые методы, методы групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, психогимнастические упражнения, релаксационные упражнения, а также занятия с элементами кинотерапии, сказкотерапии и арт-терапии.

Литература
1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – 2-е издание. –   Санкт-Петербург.:Питер, 2008. –  231 с.
2. Дебольский, М.Г., Чернышкова М.П. Особенности профессионального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] //Учёные записки Российского государственного социального университета : электронный журнал. –  № 3. – URL:  http://rgsu.net/about/science/publishing/magazine/2015UZ/2015UZ-1_1927.html
3. ЧеркасоваМ.А. Психологический мониторинг профессионального выгорания сотрудников УИС. Автореф. дисс.на соискание к. психол. наук. Специальность 19.00.05. Рязань, 2014. – 21 с.