Автор Тема: Психологические особенности жизненного пути несовершеннолетних девушек...  (Прочитано 1204 раз)

Левин Л.М.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
Психологические особенности жизненного пути несовершеннолетних девушек, осужденных к лишению свободы

Левин Л.М.
Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)
Научный руководитель – Дебольский М. Г.

Актуальность изучения основных детерминант совершения противоправных действий подростками, а также разработка на основании этих данных психопрофилактических программ обосновывается увеличением числа преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии [6].
Целью исследования является выявление психологических особенностей жизненного пути несовершеннолетних, осуждённых за преступления различной степени тяжести.
Задачи:
1) Проанализировать научную литературу, а также теоретические подходы и концепции по теме исследования;
2) Выявить и проанализировать специфику и содержание  воспоминаний несовершеннолетних девушек, осужденных к лишению свободы;
3) Выработать рекомендации и предложения по использованию полученных результатов исследования в практической деятельности пенитенциарного психолога.
Объектом исследования выступают жизненный путь несовершеннолетних девушек, осужденных к лишению свободы, в период от рождения до момента совершения преступления.
Предметом исследования выступают психологические особенности жизненного пути в период от рождения до момента совершения преступления несовершеннолетних девушек, осужденных к лишению свободы.
Существуют достаточно большое количество исследований (Н. А. Логинова [3], Е. И. Головаха, А.А. Кроник [2], Р.А. Ахмеров, В.С. Хомик, В.В. Нуркова [5], МакАдамс Д.П. [4], Ренн, П. [7] и др.), изучавших жизненный путь человека и его взаимосвязь с противоправным поведением. Установлено, что значимые события прошлого влияют на такие свойства личности, как самооценка, самоотношение, жизнестойкость. В нашей работе будут более детально проанализированы данные явления, описанные в различных психологических концепциях и теориях.
В нашем исследовании приняло участие 40 человек: 20 девушек, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в Новооскольской воспитательной колонии УФСИН России по Белгородской области, и 20 просоциальных девушек.
В ходе исследования использовались следующие методы и методики:
1) беседа, в ходе которой осуждённые рассказывают о значимых событиях и ситуациях, а также о своих планах на будущее;
2) контент-анализ значимых воспоминаний в период от рождения до совершения преступления, а также планов на будущее. Контент-анализ воспоминаний, изложенных респондентами,  проводился по схеме, предложенной Е. В. Сидоренко [Сидоренко  Е.В., 2002]:
• По присутствию людей: мать; отец; братья и сестры; бабушки и дедушки; другие родственники; посторонние люди, гости, друзья, соседи, присутствие животных;
• По типу ситуации: опасности, несчастные случаи, наказания; болезнь и смерть; проступки, кражи, сексуальный опыт; новые жизненные ситуации; праздник; подарки; приятное/неприятное взаимодействие с кем-либо; постоянное отсутствие близкого человека; развод родителей;
• По типу восприятия окружающего мира и взаимодействия с ним: визуальный, слуховой, обонятельный, вкусовой, мышечно-тактильный, вербальный.
• По типу ситуации взаимодействия с другими людьми: Я-ситуация, Мы-ситуация, Безличное повествование.
• Чувства и эмоции: грусть, тоска, печаль, уныние, слезы; радость, счастье, смех;  пустота, одиночество; испуг, страх, ужас; удивление, восторг; спокойствие, безразличие; ощущение конфликта, борьба с авторитетами, нарушения правил.
• По месту происходящего события: дом; за городом, на даче, в деревне; дальние поездки, путешествия; детский сад, школа, детская площадка; общественные места.
• По типу повествования: краткое; полное.
Статистическая обработка результатов проводилась в программе SPSS Statistics 20 с помощью статистического критерия Манна-Уитни.
Теперь перейдем к анализу событий, названных респондентами.
В ходе анализа было выявлено, что наиболее значимыми людьми для девушек были посторонние люди (p=0,000), а чуть менее значимыми – мать (p=0,002), отец (p=0,003), братья/сестры (p=0,003), бабушки/дедушки (p=0,003). Данные результаты могут объясняться тем, что для девушек, осужденных к лишению свободы, более значимыми были посторонние люди, чем члены семьи, т.к. дома часто была неблагоприятная обстановка дома,  конфликтные отношения с некоторыми членами семьи. Данный факт для просоциальных девушек объясняется тем, что некоторые люди, не являющиеся членами семьи, оказали влияние на них (на некоторые их увлечения или ценности). Но при этом члены семьи были значимыми ввиду особенностей взаимоотношений с ними (например, доверительные отношения с мамой).
По типу ситуации наиболее значимыми были опасности/несчастные случаи/наказания (p=0,000), болезнь/смерть (p=0,000), проступки/кражи (p=0,000), праздники/подарки (p=0,000), а чуть менее значимым – постоянное отсутствие близкого человека (p=0,006). Данные ситуации были значимыми ввиду переживаний из-за данных событий, а также оставленных эмоциональных отпечатков. При этом количество воспоминаний, имеющих отрицательную окраску, у девушек, осужденных к лишению свободы, было больше, чем у просоциальных девушек.
По каналу восприятия наиболее значимыми были визуальный(p=0,000) и вербальный (p=0,000).По типу изложения наиболее значимыми были Я-ситуация (p=0,000) и Мы-ситуация (p=0,000). По полноте изложения в равной степени значимыми были краткое (p=0,000) и полное (p=0,000) изложение.
Наиболее значимыми местами изложения были общественные места (p=0,002). Это может объясняться некомфортной обстановкой для девушек дома, что побуждало их проводить время больше вне дома. Для просоциальных девушек это может объясняться тем, что им было интересно узнавать новые факты (например, на экскурсиях)
Чувства, наиболее значимые при переживании названных событий, – грусть, тоска, печаль (p=0,000). Это связано с особенностями переживаний отношений с родными и близкими, обстановки дома и других значимых ситуаций, имеющих отрицательную окраску.
Итак, мы видим, что наиболее значимыми фигурами для девушек, осужденных к лишению свободы, были посторонние люди и некоторые члены семьи — мать (особенности взаимоотношений с ней), отец (его уход из семьи или неучастие в жизни ребенка), братья/сестры, бабушки/дедушки (особенности взаимоотношений с ними). Наиболее значимыми ситуациями были опасности/несчастные случаи/наказания, болезнь/смерть, проступки/кражи, праздники/подарки, постоянное отсутствие близкого человека. При этом переживания названных событий вызывали чаще всего чувства грусти, тоски и печали.

Список литературы
1) Изучение и психокоррекция субъективной картины жизненного пути осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях: Методическое руководство / Под ред. М.Г. Дебольского, Т.С. Войт. СПб.: типография «А и Б». — 2006.— 71 с.
2) Кроник, А.А. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А.А Кроник, Р.А. Ахмеров. Москва: «Смысл». — 2008. —  416 с.
3) Логинова, Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. —  1980.  — №1.  — с. 154-158
4) МакАдамс, Д.П. Психология жизненных историй. // Методология и история психологии.— 2008. — Том 3. — Выпуск 3.
5) Нуркова, В.В. Культурно-исторический подход к автобиографической памяти: автореф. дис. докт. психол. наук.  — М.—  2009. —  50 с.
6) Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. 2016 URL: http://www.gks.ru/ (Дата обращения: 28.11.2016 г.)
7) Ренн, П. Связь между детской травмой и последующим преступным поведением: применение теории привязанности в исправительном сеттинге. // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2006, № 4.