Автор Тема: Феномен «контроль за действием» в трудах Ю. Куля  (Прочитано 1841 раз)

Пришвина А.И.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Феномен «контроль за действием» в трудах Ю. Куля

А.И. Пришвина
Академия ФСИН России
prishvina1993@bk.ru
Научный руководитель: профессор кафедры психологии профессиональной деятельности в
УИС Академии ФСИН России доктор психологических наук, профессор Поздняков Вячеслав Михайлович

В зарубежной психологии начало  изучения контроля за действием было положено в 70-х годах минувшего века немецким психологом Ю. Кулем (Шапкин С.А. М., 1997). Современные представления о многочисленности процессов, опосредующих волевую регуляцию, побудили Ю. Куля отречься от понятия «воля» и заместить его понятием «контроль за действием». Входе исследования он обнаружил, а также ввел различие ориентации на состояние (ОС) и ориентации на действие (ОД).Данное различие возникло впервые в ходе проведения анализа категорий рассказов испытуемых в немецкоязычном варианте ТАТ Х. Хекхаузена по измерению мотивации достижения. Также ученый отмечает то, что люди в большей мере отличаются по способности реализовывать свои намерения, несмотря на различные препятствия.          В отличие от традиционного понятия воли, ученый берет за основу современные представления о системном строении психики человека и исследует волевую сферу личности как систему, состоящую из совокупности подсистем (Леонтьев Д.А. М., 2006. С). По мнению автора функционирование целостной системы контроля за действием осуществимо исключительно при слаженном взаимодействии подсистем, обеспечивающих удержание намерений в активном состоянии в благоприятных ситуациях и завершение целенаправленной активности в неблагоприятных ситуациях. Само понятие «воля» или «волевые процессы» дает описание категориям взаимодействующих психических функций. В момент появления трудностей реализации действия эти функции опосредуют временную, пространственную, содержательную и стилевую координацию большого числа отдельных механизмов внутри и между разными подсистемами, такими как восприятие, внимание, память, эмоции, мотивация, (темперамент) и моторика на основе единого принципа управления, который мы называем «намерение» или «цель».
Для реализации намерения Ю.Куль выделяет механизмы осуществляющие содействие реализации намерения вплоть до достижения цели и обеспечиваются разными субсистемами (психическими функциями), данные механизмы реализуются зачастую на неосознанном уровне, однако могут принимать форму осознанных стратегий (Шапкин С.А. М., 1997).
Мотивационный контроль. Способствует усилению мотивационной тенденции, лежащей в основе самого намерения. Осуществляется за счет возобновления мотивационного процесса, удерживающего в поле зрения субъекта позитивные ожидания и внешние стимулы, благоприятные для выполнения деятельности. Иначе говоря, усиливая актуальное намерение система контроля за действием оказывает содействие мотивационной системе.
Контроль внимания. Данный механизм обеспечивает направленность внимания на информацию, которая имеет непосредственное отношение к реализации намерения. Это приобретает особую важность в ситуации, когда, например возникает опасность потерять из виду целевой объект.
Перцептивный контроль. Потребность в наличии «интенционного» фильтра на ранних стадиях восприятия. Иными словами, перцептивная система наиболее чувствительна к характеристикам поступающей информации, связанным намерением, и, напротив блокирует несущественную информацию намерения. Перцептивные категории, напрямую связанные с намерением требуют меньших затрат времени на осуществление обработки и в первую очередь  получают доступ к системам регуляции действия.
Эмоциональный контроль. Субъект владеет знаниями об эмоциональных состояниях, которые способствуют или препятствуют осуществлению намерения. Если за счет эмоционального фона происходит затруднение достижения цели, то система контроля действия стремится его изменить.
Контроль неудач. В ходе реализации намерения неудачи воспринимаются как действенная оборотная связь и приводят к мобилизации добавочных усилий, или, напротив, к соответствующим эмоциональным последствиям (досаде и разочарованию), а так же, к понижению усилий вплоть до временного отказа от достижения цели ввиду не очень благоприятных обстоятельств.
Контроль кодирования и оперативная память. Показано, что информация, связанная с намерением, обрабатывается по экономной стратегии тем самым открывается наиболее короткий путь к инициированию действия , связанного с намерением. При задержке самого действия информации о намерении хранится в оперативной памяти в особом, активном виде. Суть данного механизма заключается в предусмотрительности, охраняющей человека от искушений, путем устранения из поля деятельности предметов инициирующих ненужные воздействия.
Поведенческий контроль. Данный механизм заключается в предусмотрительности, охраняющей человека от искушений, путем устранения из поля деятельности предметов инициирующих ненужные воздействия.
По мнению Ю. Куля степень или мера, в которой человек имеет возможность использовать свою способность к самоуправлению является различной. Следовательно, при нагрузках люди могут испытывать неожиданные нарушения способности к действию гораздо чаще, чем другие.
Отечественные психологи стали изучать данный феномен контроля за действием только в последнее десятилетие и, прежде всего, благодаря полноценной методике НАКЕМР-90 С. Куля (И.А. Васильев, Д.А. Леонтьев, О.В. Митина, С.А. Шапкин, 2011). В отечественной психологии адаптированный вариант имеет название «Шкала контроля за действием». Данный опросник состоит из 36 вопросов и шкал:
1)   «Контроль за действием при планировании» (КДп);
2)   «Контроль за действием при реализации» (КДр);
3)   «Контроль за действием при неудаче» (КДн).

Список литературы
1. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М., 1997.
2. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика. М., 2006.
3. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.,  1991.
4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1,2. М., 1986.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2002.
6. Педагогика и психология. Приоритетные научные направления: от теории к практике. Коллективная монография / Абрамова Л.А., Блок Р.И., Игорева Э.Н., Кириллова О.В., Кириллова Т.В. и др. / Под ред. О.В. Кирилловой, Е.Г Шубниковой. - Чебоксары, 2014. - 148 с.