Автор Тема: сихопрофилактическая программа, направленная на предупреждение формирования...  (Прочитано 1244 раз)

Комлева Д.П.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Психопрофилактическая программа, направленная на предупреждение формирования виктимного поведения сотрудников УИС

Комлева Д.П.
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования
Академия права и управления
(Академия ФСИН России)  (г. Рязань)
Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Гаврина Е.Е.

С целью профилактики формирования виктимного поведения у сотрудников УИС нами  разработана психокоррекционная программа,  состоящая из 4 блоков в рамках, которых с сотрудниками УИС проводятся групповые тренинги и упражнения направленные на снижение склонности к риску, доверчивости и вспыльчивости. Результаты программы были апробированы на базе УФСИН России по Ульяновской области в 2017 году и показали эффективность ее применения для снижения показателей виктимности у сотрудников УИС.
Данная программа рассчитана на 6 занятий, длительность каждого – 2 часа (всего 12 часов).
Целью программы является профилактика формирования у сотрудников УИС виктимного поведения при работе, как с другими сотрудниками, так и осужденными, а также снижения уровня таких виктимологических показателей, как: неумеренная склонность к риску, доверчивость и вспыльчивость.
Основными задачами программы являются:
- повышение знаний, касающихся нормативно-правовой базы сотрудников УИС;
- расширение кругозора о феномене профессиональной виктимности;
- снижение уровня виктимологических показателей, а именно: вспыльчивость, доверчивость, неумеренная склонность к риску;
- повышение психологической компетентности сотрудников, развитие профессионально значимых умений и навыков.
Программа включает в себя следующие тематические блоки:
1. Блок лекционных занятий, позволяющий повысить компетентность в сфере нормативно-правовых отношений.
2. Блок лекционных занятий, направленный на расширение знаний о понятии профессиональной виктимности сотрудников УИС.
3. Блок дискуссионных занятий.
4. Блок тренинговых упражнений, направленный на снижение уровня таких виктимологических показателей, как доверчивость, вспыльчивость, высокая склонность к риску.
Блок 1. Блок лекционных занятий, позволяющий повысить компетентность в сфере нормативно-правовых отношений.
Лекция 1. Основы правоведения
Цель занятия – повысить уровень знаний в области основ правоведения.
План лекции:
1. Роль государства и права в жизни общества.
2. Нормы права и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность сотрудников УИС.
3. Источники российского права. Система российского права.
4. Правонарушения и юридическая ответственность. Законность и правопорядок.
Блок 2. Блок лекционных занятий, направленный на расширение знаний о понятии профессиональной виктимности сотрудников УИС.
Лекция 2. Профессиональная виктимность
Цель занятия: расширить знания о понятии профессиональная виктимность
План лекции:
1. Понятие виктимность, виктимология, виктимизация, виктимное поведение
2. Основные виды виктимного поведения
3. Индивидуально-психологические особенности, способствующие формированию виктимного поведения сотрудников УИС
Блок 3. Блок дискуссионных занятий
Дискуссионное занятие 1. Основы правоведения
Цель занятия – обсуждение проблемных вопросов и закрепление полученных знаний.
Примеры обсуждаемых вопросов:
1. Содержание признаков государства.
2. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность сотрудников УИС.
Дискуссионное занятие 2. Формирование навыков и умений по профилактике профессиональной виктимности сотрудников УИС.
Цель занятия – обсуждение проблемных вопросов и закрепление полученных знаний.
Примеры обсуждаемых вопросов:
1. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон Рос. Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015).
Блок 4. Блок тренинговых упражнений, направленный на снижение уровня таких виктимологических показателей, как доверчивость, вспыльчивость, неумеренная склонность к риску.
Практическое занятие 1. Контроль эмоций – светлый разум, или как подавить в себе вспыльчивость.
Цель занятия – овладеть умением контролировать свое эмоциональное состояние и понять природу негативных эмоциональных реакций.
В начале практического занятия  проводится ознакомительная беседа «Что такое вспыльчивость?», которая проходит в дискуссионной форме.
Затем рассказывается, как достичь самоконтроля, а именно:
1. Соблюдение режима. Человек, приучившийся к соблюдению режима дня – развивает в себе способность к самоконтролю.
2. Семейное воспитание (формирование неконфликтности в общении воспитывают привычку к самоконтролю).
3. Самосовершенствование. Вырабатывая в себе пунктуальность, строго исполняя взятые на себя обязательства и данные обещания человек приучается к самоконтролю.
4. Психологические упражнения. Психологические тренинги и упражнения могут помочь человеку научиться сдерживать свои эмоции и не позволять им властвовать над разумом или помогать сохранять бесконфликтное поведение и устойчивость от внешних воздействий.
Упражнение 1 «Крылатые выражения»
Данное упражнение направлено на осмысление необходимости наличия у человека самоконтроля и преемственность накопленного опыта. Выполнение упражнения происходит в дискуссионной беседе.
1. Чтобы понимать и прощать, необходимо овладеть характером и выработать самоконтроль (Дейл Карнеги).
2. Самоконтроль – главный элемент собственного достоинства, собственное достоинство – главный элемент смелости (Фукидид).
3. Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям (Цицерон).
4. Торжество над самим собой есть венец философии (Диоген).
5. Власть над собой – самая высшая власть, порабощенность своими страстями – самое страшное рабство (Лев Толстой).
Упражнения 2 «Сядьте так, как…»
Упражнение направлено на обучение контролю собственной позы и мимики, умение передавать информацию с помощью невербальных средств общения.
Каждому сотруднику дается карточка с описанной ситуацией. Он должен изобразить позой, мимикой ситуацию, а остальные сотрудники угадать, что он изображает.
Упражнение 3 «Внутренний стержень»
Упражнение направлено на отстаивание своей точки зрения.
Каждому сотруднику необходимо принять определенный стиль поведения и отстаивать свою позицию в описанный ситуациях.
Подведение итогов занятия – 5 минут.
Практическое занятие 2. Неумеренная склонность к риску или как вовремя остановиться?
Цель занятия – осмысление участниками тренинга понятия склонности к риску, овладения навыками контроля сознания.
Неумеренная склонность к риску
Упражнение 1 «Концентрация внимания»
Направлено на контроль сознания, умения управлять своими мыслями.
Упражнение 2 «Сознательное подавление мыслей»
Направлено на создание образов, позволяющих избавиться от бега мыслей в голове.
Упражнение 3 «Зеркальная гладь озера», «Под водой», «Камешки»
Направлено на стабилизацию мыслительных процессов, контроль мыслительных процессов.
Упражнение 4 «Прерывистое дыхание»
Направлено на контроль эмоционального состояния.
Подведение итогов занятия – 5 минут.
Практическое занятие 3. Заключительное занятие. Доверчивость – хорошо или плохо?
Цель занятия – повторение и закрепление полученного материала и навыков, изучение понимания доверчивости (ее положительных и отрицательных сторон для сотрудников УИС).
Занятие 1. Просмотр видеофильма «Избитая доверчивость», позволяющего раскрыть сильные и слабые стороны проявления доверчивости (40 минут).
На данном занятии также повторяется весь объем изученного материала и проводится контрольный замер виктимных показателей по «Методике экспертной оценки предрасположенности работника к несчастному случаю (к виктимному поведению) при исполнении профессиональных обязанностей в экстремальных ситуациях деятельности» (авт. А.И. Папкин, И.А. Папкин).
Анализ полученных результатов показывает, что «Психопрофилактическая программа, направленная  на предупреждение формирования виктимного поведения сотрудников УИС» способствует снижению таких виктимологических показателей, как неумеренная склонность к риску, доверчивость, вспыльчивость.