Автор Тема: Особенности коммуникативных качеств у несовершеннолетних осужденных...  (Прочитано 1964 раз)

Давыденко Н.Э.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности коммуникативных качеств у несовершеннолетних осужденных, совершивших насильственные преступления

Н.Э. Давыденко
студент факультета юридической психологии МГППУ
(Магистерская программа «Юридическая психология: технологии работы
с детьми и подростками»)
Научный руководитель:
профессор кафедры юридической психологии и права
факультета юридической психологии МГППУ, кандидат психологических наук, доцент,
Дебольский Михаил Георгиевич

В подростковом возрасте ведущая роль в развитии личности отводится общению друг с другом, учителями, другими людьми. Недостаточный уровень развития коммуникативных качеств у подростков, нередко приводит к конфликтам с окружающими, девиантному и делинквентному поведению, включая алкоголизм, наркоманию, правонарушения (И.П. Башкатов, С.А. Беличева, Е.Г. Дозорцева, Е.В. Змановская, Ю.М. Кондратьев, В.Ф. Пирожков, Д.В Сочивко, А.Н. Сухов и др.).
Из вышесказанного следует, что исследование коммуникативных качеств у несовершеннолетних осужденных, а также изучение возможностей их развития является весьма актуальной проблемой. Процесс повышения коммуникативной компетентности будет действенным, если у подростка актуализируется внутренняя готовность к саморазвитию, также сформируется мотивация к совершенствованию своих коммуникативных качеств.
Нами выдвинута гипотеза исследования – несовершеннолетним осужденным свойственны следующие коммуникативные качества: низкий уровень развития эмпатии и общительности, нетерпимость к мнению собеседника, высокую конфликтность и агрессивность, они испытывают трудности в восприятии и понимании других людей. Так же, автор полагает, что низкий уровень развития коммуникативных качеств у осужденных, за насильственные преступления более выражен, чем у отбывающих наказание за корыстные преступления. Таким образом, низкий уровень развития коммуникативных качеств у несовершеннолетних, является фактором риска правонарушений насильственного характера при неблагоприятных социальных ситуациях.
Для определения уровня развития коммуникативных качеств несовершеннолетних осужденных был подобран методический инструментарий: 1). Методика «Диагностика уровня эмпатии» (В. В. Бойко); 2). Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин и П. А. Ковалев); 3). Методика «Поведенческие признаки коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко); 4). Тест на оценку самоконтроля в общении (Марион Снайдер); 5. Методика «Оценка уровня общительности» (В. Ф. Ряховский); 6). Методика «Социальный интеллект» (Гилфорд); 7). Метод наблюдения и анализа личного дела осужденного. Большинство указанных методик используются в психодиагностической системе Psychometric Expert, на базе которой в уголовно-исполнительной системе создано рабочее место пенитенциарного психолога. Это косвенно подтверждает валидность и надежность используемых методик, применительно к указанному предмету исследования.
Эмпирическое исследование осуществлялось на базе одной из воспитательных колоний (ВК) в Центральном Федеральном округе Российской Федерации. В исследовании участвовало 43 несовершеннолетних (16 – 18 лет) осужденных за корыстные и насильственные преступления. Результаты психодиагностики были обработаны в программе spss 21.0.
Результаты исследования, полученные по методике «Диагностика уровня эмпатии В.В. Бойко» показали, что все баллы по отдельным шкалам не выходят за пределы допустимой нормы, однако данные по шкале «Общий уровень эмпатии» являются низкими. Это подтверждает выдвинутую гипотезу, что большинство несовершеннолетних осужденных не способны к сопереживанию другим людям. Это относится к подросткам совершившим как насильственные так и корыстные преступления. А вот по шкале «Эмоциональный канал эмпатии», имеются статистически значимые отличия у осужденных за насильственные и корыстные преступления. У второй категории показатели выше. В обеих группах, на общем фоне, более выражено такое свойство как проникающая способность к эмпатии, что подчеркивает потребность несовершеннолетних в доверительном и открытом коммуникативном взаимодействии с окружающими.
Анализ результатов, полученных в ходе проведения методики «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), позволил выявить статистически значимые отличия по шкале «Нетерпимость к мнению других». По результатам среднестатистической обработки можно сказать, что показатели обеих групп находятся в норме по всем шкалам кроме «бескомпромиссности», которая у осужденных за насильственные преступления, является более высокой (различия статистически значимые).
По результатам методики «Поведенческие признаки коммуникативной толерантности» ( В.В. Бойко) можно сказать, что у осужденных, совершивших насильственные преступления низкие показатели по шкалам неприятие индивидуальности других, «я-эталон» при оценке других, стремление переделать партнера под себя, неумение прощать ошибки, нетерпимость к дискомфорту, неумение приспосабливаться к партнеру, что указывает на низкий уровень толерантности по этим шкалам, и низком уровне толерантности в целом. Не случайно, программы тренингов по развитию толерантности у лиц с девиантным поведением являются достаточно распространенными.
У осужденных, совершивших корыстные преступления высокий уровень толерантности проявляется в терпимости к дискомфорту и отсутствии стремления подогнать партнера под себя. Показатели по остальным шкалам имеют средние значения, в том числе и средний общий уровень толерантности.
По шкале «Неумение прощать ошибки другому» были выявлены статистически значимые отличия.
По результатам среднестатистической обработки методик «Тест на оценку самоконтроля в общении» (МарионСнайдер) и «Оценка уровня общительности» (В. Ф. Ряховский) можно сказать, что у обеих групп средний коммуникативный контроль, что говорит о том, что они искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Уровень общительности, у осужденных совершивших корыстные преступления выше, что подтверждает среднестатистический анализ, они более разговорчивы, предпочитают высказываться по разным вопросам, охотно знакомятся с новыми людьми. Общительность осужденных за преступления насильственного характера на среднем уровне.
По результатам среднестатистической обработки методики «Социальный интеллект» Гилфорда, статистически значимых различий не выявлено, но на уровне тенденций можно сказать, что несовершеннолетние осужденные, совершившие преступления насильственного характера имеют средние способности к познанию поведения, в отличие от осужденных, совершивших корыстные преступления, имеющих способности к познанию ниже среднего.
Это может говорит о том, что последние, в процессе коммуникации больше опираются на чувства, а осужденные за насильственные преступления, имея уровень эмпатии ниже, компенсируют это в понимании непосредственно поведения другого человека.
На последующих этапах исследования полученные данные могут использоваться для определения направления работы с несовершеннолетними осужденными, и составления коррекционных программ.

Список использованной литературы:
1. Новик Н.Н. Межличностное общение в процессе формирования коммуникативных навыков подростков с девиантным поведением // Вестник Казанского технологического университета. – 2009. – №2. – С. 174-179.
2. Пирожков, В.Ф. Криминальная психология : учебное издание. М.: : Ось-89, 2001. – 704 с.
3. Психодиагностика в уголовно-исполнительной системе. /М.Г. Дебольский, А.А. Васищев и др. М.: НИИ ФСИН России, 2008. – 268 с.