Автор Тема: Исследование клинико-психологических особенностей женщин...  (Прочитано 1230 раз)

Ныркова А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Исследование клинико-психологических особенностей женщин с психическими расстройствами, имеющих детей

Ныркова А.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
Научный руководитель Русаковская О.А.

Лица, страдающие психическими расстройствами, тоже становятся родителями. Согласно данным английских и норвежских ученых, они имеют детей практически так же часто, как психически здоровые люди. Семьи, в которых мать или отец страдают психическим расстройством, представляют особую и недостаточно изученную психосоциальную ситуацию. В исследованиях психологии развития, семейного воспитания, родительства (parenting), психическое расстройство матери или отца, как правило, является критерием исключения. Те же исследования, которые  изучают такие семьи, сфокусированы, как правило, на недостатках такого родительства. В связи с этим в настоящее время мы не знаем, ни сколько детей воспитывается родителями, страдающими психическими расстройствами, ни каковы особенности такого родительства, что определяет актуальность настоящего исследования. 
В исследовании приняло участие 20 женщин, находящихся на лечении в психиатрическом стационаре (ГБУЗ ДЗ г. Москвы «ПКБ №4 им. П.Б. Ганнушкина») и имеющих детей в возрасте до 18 лет. Все женщины были осведомлены о целях исследования и дали добровольное согласие на участие в нем.
Нами были получены следующие результаты. 19 женщин находились на лечении в связи с шизофренией. Из них у 1 течение заболевания было непрерывным, у 4 - эпизодическим. При оценке динамики психического расстройства нами оценивались такие показатели, как возраст первичного установления диагноза и частота госпитализаций за последние 3 года. Заболевание у 5 человек (29,4%) было диагностировано до 20 лет. У 4 из них течение шизофрении было эпизодическим, у 1 - непрерывным.  У 8 человек диагноз психического расстройства (3 случая – шизофрения параноидная с эпизодическим типом течения, 1 – шизофрения параноидная с непрерывным типом течения, 4 – другие психические заболевания) был впервые установлен в возрасте от 20 до 30 лет.  Четырем пациенткам диагноз устанавливался впервые после 30 лет (1 - параноидная шизофрения с эпизодическим типом течения, 3 – другие психические заболевания). За последние 3 года 6 женщин (28,6%) были госпитализированы 1 раз, одна из них поступила в стационар впервые. 14 (66,7%) поступили второй раз за прошедшие три года. Одна из испытуемых в течение последних 3 лет была стационирована 6-ой раз, при этом во всех случаях госпитализации были недобровольные, а их необходимость определялась параноидной симптоматикой, неправильным поведением, агрессией в отношении своих родителей.
При оценке психопатологических синдромов, определявших клиническую картину заболевания, параноидный имел место в 18 случаях (85,7%), психопатоподобный - в 16 случаях  (76,2%). При этом агрессивное поведение отмечалось в анамнезе у 14 испытуемых (66,7%). В 8 случаях (38,1%) у женщин в медицинской документации была отмечена склонность к употреблению спиртных напитков,  ПАВ – в 3 случаях (14,3%). 
Социально-правовой статус женщин определялся следующим. Две испытуемые (9,52%) были ранее признаны недееспособными. Обе они имели 2 группу инвалидности в связи с психическим расстройством и были ограничены в родительских правах в отношении своих детей. Из остальных 19 женщин 8 (38,1%) имели 2 группу инвалидности по психическому заболеванию, одна (4,76%) – 1 группу инвалидности по психическому заболеванию. В родительских правах была ограничена еще одна женщина, которая была дееспособна и не имела инвалидности в связи с психическим заболеванием. Во всех случаях инициаторами заведения дела об ограничении родительских прав по причине психического расстройства матери были родители больных женщин. Следует отметить, что пациентка, которая за последние 3 года была 6 раз госпитализирована в психиатрическую больницу в связи с острым психотическим состоянием, в родительских правах ограничена не была. Вопрос об ограничении ее родительских прав был поставлен лишь в период этой госпитализации.
В качестве критерия наличия критики к заболеванию и готовности принимать помощь мы оценивали такой показатель, как наблюдение в ПНД. Из 19 человек, которым диагноз был установлен ранее, 10 ПНД посещали и, в целом, выполняли рекомендации врачей-психиатров. В то же время ни одна из женщин никакой психолого-педагогической помощи в связи с наличием у нее детей не получала. При этом, по нашему мнению, те женщины, которые посещают ПНД в период ремиссии, на такую помощь откликнулись бы.