Автор Тема: Особенности образа ребенка у матерей, страдающих психическими расстройствами  (Прочитано 331 раз)

Андрианова С.Б.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Особенности образа ребенка у матерей, страдающих психическими расстройствами

Андрианова С.Б.
Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
Научный руководитель Русаковская О.А.

Психологическое понятие «родительство» (parenting) до конца не определено и разными авторами раскрывается по-разному. При этом все авторы рассматривают его как сочетание когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов (Варга А.Я., 2005; Овчарова Р.В., 2006; Эйдемиллер Э.Г. 2005).
В психологической науке наиболее изученным является вопрос отражения человека в человеческом сознании. «Образ» – субъективная представленность предметов внешнего мира, включающая в себя самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий (Головин С.Ю., 1998). На данный момент в психологической науке нет четкого определения понятия «Образ ребенка», но, по нашему мнению, «Образ ребенка» является результатом субъективного опыта человека и является наиболее полным отражением эмоционально-смыслового отношения родителя к ребенку.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей образа ребенка у матерей, страдающих психическими расстройствами. Гипотеза: образ ребенка у матерей, страдающих психическими расстройствами, имеет определенные особенности, связанные со спецификой заболевания.
Исследование проводилось на базе психиатрической клинической больницы № 4 им. П.Б. Ганнушкина (ПКБ 4) с октября 2016 года по март 2017 года. Выборку основной группы составили 21 женщина,  страдающая психическими расстройствами, являющаяся пациенткой стационарного отделения и имеющая детей в возрасте до 18 лет. Средний возраст: 38лет (ст. откл. = 3). Контрольную группу составили матери несовершеннолетних детей, не обращавшиеся в течение жизни к психиатру. Количество: 21. Средний возраст: 34 лет (ст. откл. = 8).
Методика О.А. Карабановой (Карабанова О.А., 1998) «Родительское сочинение» позволила получить следующие результаты: 1) каких-либо явных различий в сочинениях основной и контрольной групп выявлено не было; 2) у большинства пациенток сочинения адекватно центрированы на проблемах развития ребенка; 3) женщины, страдающие психическими расстройствами, чаще, чем контрольная группа выполняют задание формально. Но, по нашему мнению, это может быть связано с тем, что: 1) контрольной группе иногда сочинения давались домой; 2) у исследователя нет достаточного опыта для установления контакта с пациентками; 3) присутствует дефект эмоциональной сферы; 4) у испытуемых низкий уровень развития вербальных способностей и культуры письменной речи.
«Родительское сочинение в форме незаконченных предложений» А.А. Шведовской (Шведовская А.А., 2005) обрабатывалось с помощью контент-анализа, предлагаемого в описании методики. На основе полученных результатов мы смогли составить обобщенные портреты реального и идеального образа ребенка у основной и контрольной группы. Далее, сравнивая полученные портреты у двух групп, мы выявили следующие особенности.
Отличия по реальному образу ребенка: 1) матери, страдающие психическими расстройствами, не склонны глубоко вникать в нюансы позитивной характеристики ребенка, для них характерны обобщенные ответы по типу: «все нравится», «все»; 2) в негативных влияниях на ребенка отмечена болезнь матери, ее частые госпитализации: «мои суициды», «мое нахождение в больнице», «я болела», «мои госпитализации».
Отличия по идеальному образу: у пациенток присутствует страх, что их детей отберут: «меня лишат родительских прав», «боюсь, что дедушка с бабушкой его заберут от меня»; также страх о разлуке по инициативе самого ребенка: «мой ребенок уйдет от меня», хочу, чтобы мой ребенок больше уделял мне внимания».
Далее с помощью программы Statistica 6.0 мы провели статистическую обработку результатов двух групп по двум вариантам методики «Семантический дифференциал» (Осгуд Ч., 1957) по направлениям «Оценка», «Сила», «Активность». Проверка результатов выполнялась по непараметрическому U-критерию Манна-Уитни. В итоге мы выявили, что при использовании первого варианта методики каких-либо значимых различий между группами не было. Но при использовании второго варианта мы получили значимые различия по фактору «Оценка», который в стимульном материале представлен следующими противоположными парами прилагательных: «кислый – сладкий», «грубый – нежный», «темный – светлый», «черствый – свежий».
Обобщая все вышеизложенное, мы можем сделать вывод, что у матерей, страдающих психическими расстройствами, образ ребенка: 1) по эмоциональной составляющей положительный, но не дифференцированный; 2) по когнитивной составляющей не всегда адекватный; 3) также образ ребенка включает болезнь матери и ее страх лишиться ребенка. Также расхождения в результатах между основной и контрольной группами могут быть связаны с тем, что метафорические пары прилагательных, не применимые для характеристики человека, «кислый – сладкий», «грубый – нежный», «темный – светлый», «черствый – свежий», при оценке собственного ребенка для матерей, страдающих психическими расстройствами, имеют иное семантическое значение.
Исходя из всего вышесказанного, мы предполагаем, что психическое расстройство влияет на структуру и содержание образа ребенка в сознании матери.

Литература
1. Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е.Ю. Артемьева. – Москва, 1999. – 350 с.
2. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения : дис. … канд. психол. наук. – Москва, 1986. – 206 с.
3. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
4. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. — Москва : Гардарики, 2005. — 320 с.
5. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова. – Москва : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
6. Осгуд, Ч., Суси, Дж., Танненбаум, П. Приложение методики семантического диференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Семиотика и искусствометрия / под ред. Ю.М. Лотмана, В.М. Петрова. – Москва, 1927. – С. 278–297.
7. Шведовская, А.А. Использование методики «Родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте / А.А. Шведовская // Психолог в детском саду : ежеквартальный научно-практический журнал : издается с января 1998 года / Ред. В.Г. Колесников, А.Г. Лидерс. – Москва-Обнинск, 2006. – №4 октябрь-декабрь 2006. – с. 96-130.
8. Эйдемиллер, Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапии : учебное пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. – Санкт-Петербург : Речь, 2005. – 336 с.