Автор Тема: Депрессия и склонность к риску: особенности проявления у подростков  (Прочитано 337 раз)

Мозжерина А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Депрессия и склонность к риску: особенности проявления у подростков

Мозжерина А.А
РФ, г. Уфа, БГПУ им. М.Акмуллы
Шиляева.И.Ф

Депрессия – тяжелое заболевание, которое ежегодно поражает миллионы людей, вызывая у них сильное эмоциональное расстройство. Эта болезнь способна уменьшить, а то и лишить человека трудоспособности, препятствует нормальной семейной жизни и работе, увеличивает риск физического недомогания и иногда приводит к самоубийству.
Тем не менее, до сих пор в отечественной психологии еще очень мало работ, посвященных изучению характера связи уровня депрессии и склонности к риску у подростков.
О депрессии часто говорят применительно к острой стадии нервного потрясения, вызванного тем, что человек был разочарован, встревожен или отвергнут; тяжело переживает потерю близкого родственника. Такое состояние знакомо всем людям – оно является нормальной реакцией на стресс. Все мы беспокоимся о семье, друзьях, работе.
Традиционно депрессия наиболее полно изучалась и наблюдалась в рамках клинического подхода. Психологическая же сущность различных депрессивных явлений нередко оставалась без должного внимания. Возможно, этим объясняется тот факт, что депрессивные состояния в подростковом возрасте часто не распознаются (Подольский А.И., 2004).
Депрессивные состояния подростков имеют сложную структуру. Это объясняется сочетанием истиной депрессивной симптоматики, преломленной через возрастные особенности, с личностными защитными реакциями, формирующимися в ответ на собственную несостоятельность, невозможность эффективно усваивать школьную программу и адаптироваться в коллективе сверстников. Как ответная защитная реакция часто возникает «школьная фобия», которая может продолжаться длительное время даже после исчезновения специфической депрессивной симптоматики (Антропов Ю.Ф., 2004).
Изучение теоретических основ проблемы депрессии, склонности к риску и девиантного поведения в психологии позволило констатировать, что, во-первых, «депрессия» в психологии - это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения (Иовчук Н.М., 2004). Во-вторых, склонность к риску в данной работе обозначает направленность личности, эмоциональное предпочтение к видам действий и ситуаций, связанных с риском. Склонность к риску означает выбор вариантов альтернатив, сопряженных с большей вероятностью угрозы потери. В-третьих, девиантное поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах. Особый пик таких нарушений приходится на подростковый возраст, так называемый маргинальный переходный период от детства к взрослости (Солнцева Г.Н.,1999).
Целью нашего исследования было изучение депрессии как склонность к риску. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что депрессия выступает как склонность к риску у подростков. Чем выше показатель депрессии, тем более высока склонность к риску.
В качестве диагностического инструментария были выбраны Опросник депрессии А.Т. Бека, Опросник А.Г. Шмелева на определение склонности к риску и Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» для учащихся общеобразовательных учреждений. В исследовании принимали участие подростки в возрасте от 15 до 17 лет в количестве 32 человека.
По результатам эмпирического исследования, проведенного с использованием опросника «ДАП-П» было выявлено, что у 50% подростков со средней склонностью к девиантному поведению, признаки аддиктивного поведения отсутствуют. У 34% опрошенных подростков наблюдается значительная предрасположенность к противоправному поведению. Выявлена высокая склонность к девиантному поведению у 16% опрошенных, а также отдельные признаки суицидальной предрасположенности. Данные молодые люди нуждаются во внимании.
В соответствии с логикой исследования нами изучался уровень депрессии с помощью опросника А.Т. Бека. Полученные данные позволили выделить три группы подростков, склонных к девиантному поведению: подростки с высоким уровнем депрессии, с легким уровнем и подростки, у которых отсутствует депрессия.
Среди подростков, склонных к девиантному поведению, преобладают дети, у которых депрессия отсутствует (62,5 %), в тоже время у 33,3% подростков была выявлена тенденция к депрессии, что свидетельствует о наличии у них ситуативного или невротического генеза.
Также было обнаружено, что у большинства подростков, склонных к девиантному поведению, преобладает высокий уровень склонности к риску (65,63 %), у 25 % подростков выявлен средний уровень, и только 9,37 % испытуемых показали низкий уровень склонности к риску. Это свидетельствует о том, что подростки, склонные к девиантному поведению, склонны к проявлению рискованного поведения независимо от уровня депрессии.
В результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, уровень депрессии взаимосвязан со склонностью к риску у подростков с девиантным поведением. Была обнаружена статистически значимая корреляционная связь между уровнем депрессии и уровнем склонности к риску (rs=0,353, при р≤0,047). Это свидетельствует о том, что подросткам, у которых были выявлены тенденция к депрессии или депрессия, свойственно более выраженная готовность к рискованному поведению. Они в большей мере готовы к риску, менее чувствительны к опасности, в меньшей степени испытывают страх перед рискованными ситуациями. Статистический анализ показал, что уровень депрессии в анализируемой выборке взаимосвязан с уровнем склонности к риску.
Полученные эмпирические результаты могут лечь в основу разработки тренингов и коррекционных программ для подростков, склонных к девиантному поведению, будут способствовать снижению у них уровня депрессии и склонности к риску.

Список литературы
1. Антропов, Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков / Ю.Ф. Антропов. – М.: Медпрактика, 2000. – 224 с.
2. Иовчук, Н.М. Депрессия у детей и подростков / Н.М. Иовчук, А.Н. Северный. – М.: Школа-пресс, 2004. – 80 с.
3. Подольский, А.И. Диагностика подростковой депрессивности: теория и практика / А.И. Подольский, О. Идобаева, П. Хейманс. – СПб.: Питер, 2004. – 201 с.
4. Солнцева, Г.Н. Психологическое содержание понятия риск / Г.Н. Солнцева // Вестник МГУ. Серия 14. – 1999. – № 2. – С. 14–23.