Автор Тема: Особенности тревожных реакций у детей старшего дошкольного возраста с РАС  (Прочитано 364 раз)

Точилкина П.Е.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности тревожных реакций у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Точилкина П.Е.
Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет (Москва)
Научный руководитель – Русаковская О.А.

Расстройства аутистического спектра относятся к общим расстройствам развития и часто сопровождаются отставанием в психическом и речевом развитии (5). В связи с этим у детей с расстройствами аутистического спектра очень сложно дифференцировать тревожные и фобические реакции, что делает изучение особенностей тревоги крайне сложным. Возможно именно в связи с этим каких-либо клинико-психологических исследований, изучающих особенности реакций тревоги у данных детей не проводилось, что делает актуальным настоящее исследование.  По мнению различных авторов, тревога и страх обладают как количественными, так и качественными различиями, такими как продолжительность, интенсивность, обусловленность и т.д. (1, 4, 6). Помимо этого, тревога может быть вызвана как внешними, так и внутренними причинами.
Для правильной и точной диагностики тревожного расстройства выделены составные части тревоги – вегетативные, психологические и поведенческие симптомы (2,3).
Целью настоящего исследования было изучение особенностей тревожных реакций у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Выборку составили 10 детей старшего дошкольного возраста, наблюдающиеся у психиатра  с диагнозом «Детский аутизм» (F 84.0) и «Атипичный аутизм» (F 84.1). У всех детей  нарушения развития были ярко выражены, наблюдалось отсутствие речи и интеллектуальное недоразвитие. Использовались методы: наблюдение, направленная беседа с родителями, анкетирование. При беседе с родителями и анкетировании, родителям предлагалось описать ситуации, в которых его ребенок испытывает наибольшее беспокойство/страх/тревогу, а также поведенческие реакции, который проявляет ребенок. Полученные данные сопоставлялись с результатами собственного наблюдения за ребенком.
Результаты.
Наиболее частой причиной страха у детей (20,9%) являлся социально-опосредованный страх (страх одиночества, потери родителя, большого количества людей и т.п.). При этом ведущим компонентом тревоги, в отличии от ее нормативных проявлений, был поведенческий.  В ситуации тревожного состояния или страха дети проявляли либо стереотипное поведение (69,5%), либо яркую эмоциональную реакцию (21,7%). Первое объясняется желанием каким-либо образом сделать тревожную ситуацию максимально комфортной для себя, второе – желанием снять аффективное напряжение. Реакции страха у детей  вызывались любыми, даже, казалось бы, абсолютно безопасными для здорового ребенка, факторами. По нашему предположению, это может быть связано как с повышенной сензитивностью, так и нарушенными возможностями анализа ситуации и прогноза. В целом, результаты исследования показали, что   для детей с ДА характерен высокий уровень тревожности, который, с нашей точки зрения, может рассматриваться как один из симптомов заболевания.  Однако в связи с недостаточностью выборки, последнее нуждается в дополнительной проверке.

Литература
1. Гусова А. Б. Некоторые клинико-физиологические особенности анксиозных состояний // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1969. Т. 69. Вып. 3, с. 390-396.
2. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез. - Л.: Медицина, 1988. — 246 с.
3. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. - СПб.: КАРО, 2006. - 672 с.
4. Карвасарский Б.Д. Неврозы: руководство. – М.: Медицина, 1990. – 241 с.
5. Никольская О.С. Особенности психического развития детей с аутизмом [Электронный ресурс] / О.С. Никольская, М.Ю. Веденина // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2014. – Вып. № 18.
6. Свядощ А.М. Неврозы. Руководство для врачей. – Спб.: Питер, 1997. – 448 с.