Автор Тема: Связь особенностей привязанности к родителям и «я – концепция»...  (Прочитано 510 раз)

Сочнева В.Ю.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Связь особенностей привязанности к родителям и «я – концепция» у несовершеннолетних с отклоняющимся поведением

Сочнева В.Ю.
Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
Научный руководитель – Дегтярёв А.В.

Подростковый возраст охватывает период с 12-13 до 18 лет. Однако хронологические границы подросткового возраста точно не определены. Данный период является переходным, переломным, это возраст полового созревания, возраст, в котором происходят глубокие изменения в развитии личности ребенка. Новообразованиями личности являются самосознание и чувство взрослости (Выготский Л.С., 1984; Эльконин Д.Б., 1997).
Отклоняющимся называется устойчивое поведение личности, отклоняющееся от значимых в обществе социальных норм, которое причиняет реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождается ее социальной дезадаптацией. Выделяют три группы видов отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное), асоциальное (аморальное) и аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение (Змановская Е.В., 2004).
«Я-концепция» – это динамическая совокупность всех представлений о себе, установок, направленных на себя, сопряженных с их оценкой, а также связанных с ними переживаний, которая включает три структурных компонента: когнитивный компонент (образ-Я), оценочный компонент (самооценка) и поведенческий компонент (поведенческая реакция). Именно подростковый возраст является сензитивным для развития «Я-концепции», т.к. основным регулятором поведения и деятельности в данном возрасте является самооценка (Бернс Р., 1986).
Привязанность определяется как устойчивая психологическая форма эмоциональной связи между младенцем и значимым взрослым, основанная на удовлетворении матерью потребностей ребенка в безопасности и любви. Сензитивным периодом для образования привязанности у ребенка является период с трех до шести месяцев. После ее образования она остаётся особенно уязвимой в течение нескольких лет после первого года жизни (Боулби Дж., 2003).
Целью исследования является выявление связей между особенностями привязанности к родителям и «Я-концепцией» у несовершеннолетних.
Объект исследования: Привязанность к родителям у несовершеннолетних с отклоняющимся поведением.
Предмет исследования: Связь особенностей психологической привязанности к родителям и «Я-концепцией» у несовершеннолетних с отклоняющимся поведением.
Гипотезы исследования:
1. Существует связь между типом привязанности к родителям и особенностями Я-концепции у несовершеннолетних.
2. Несовершеннолетние с надежным типом привязанности к родителям имеют более высокий уровень самоотношения и самооценки, чем несовершеннолетние с тревожно-амбивалентным и избегающим типом привязанностью к родителям.
3. Большая часть несовершеннолетних со склонностью к отклоняющемуся поведению имеют ненадежную привязанность к родителям, а также более низкий уровень самоотношения и самооценки, чем несовершеннолетние без склонности к отклоняющемуся поведению.
В исследовании были использованы следующие методики: Личностный опросник «Изучение особенностей Я-концепции» (Е. Пирс, Д. Харрис) в мод. А.М. Прихожан, Методика измерения самооценки по Дембо-Рубинштейн в мод. А.М. Прихожан, «Опросник на определение типа привязанности к родителям в подростковом возрасте» (М.В. Яремчук), «Опросник ASQ» на определение качества безопасной привязанности у подростков (Feeney, J.A. Attachment Style Questionnaire (валидизация – Уланов М.А.)), «Опросник СОП» на Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел), в качестве дополнительной методики - авторская анкета «Представления о семье» для подростков.
Базы исследования: ОЧУ «Пироговская школа» г. Москвы; МБОУ СОШ № 28 г. Мытищи; ГБОУ Школа № 629 г. Москвы.
Выборка: учащиеся 6–8-х классов Пироговской школы (28 девочек и 21 мальчик); учащиеся 7–8-х классов МБОУ СОШ № 28 г. Мытищи (6 девочек и 6 мальчиков); учащиеся 6–8-х классов ГБОУ Школа № 629 г. Москвы (3 девочки и 9 мальчиков). Общая выборка - 73 человека в возрасте от 12 до 15 лет.
Для статистической обработки данных в исследовании был использован программный пакет SPSS ver.22.0. Для определения значимости различий между группами был применен U Критерий Манна-Уитни. Корреляционный анализ проводился с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена.
На основе результатов исследования можно сделать следующие выводы:
1. Установлена связь между типом привязанности подростков к родителям и их самоотношением.
1.1. Подростки с надежным типом привязанности к каждому из родителей или надежным к обоим родителям имеют самый высокий результат по общему уровню самоотношения и самый высокий уровень самооценки по изучаемым группам.
1.2. Подростки с надежным типом привязанности к матери характеризуются более высоким уровнем самоотношения, особенно в сравнении с подростками с тревожно-амбивалентным типом привязанности к матери. Данная связь с привязанностью к матери выявлена как для общей выборки подростков, так и для подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению. В группе нормы данная связь не выявлена.
1.3. У всей выборки подростков с надежным типом привязанности к отцу наблюдается более высокий уровень самоотношения, особенно в сравнении с подростками с тревожно-амбивалентным типом привязанности к отцу.
 1.4. Подростки со склонностью к отклоняющемуся поведению с надежной привязанностью к отцу характеризуются самым высоким уровнем самооценки, особенно в сравнении с подростками с тревожно-амбивалентным типом привязанности к отцу.
1.5. При наличии надежной привязанности хотя бы к матери при ненадежной к отцу, у подростков наблюдается более высокий уровень самооценки и самоотношения по сравнению с подростками с ненадежной привязанностью к обоим родителям. Данная связь выявлена как для общей выборки подростков, так и для подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению. В группе нормы данная связь не выявлена.
1.6. При наличии надежной привязанности к обоим родителям, у подростков наблюдается самый высокий уровень самоотношения и самооценки по сравнению с подростками с ненадежной привязанностью к обоим родителям. Данная связь выявлена как для общей выборки подростков, так и для подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению. В группе нормы данная связь не выявлена.
2. У подростков с надежной привязанностью к матери и к отцу самый высокий уровень самооценки, а самый низкий уровень самооценки у подростков с тревожно-амбивалентной привязанностью к матери и к отцу.
3. В случае несовпадения типов привязанности к матери и отцу, определяющим для уровня самоотношения и самооценки является тип привязанности к матери. Данная связь выявлена как для общей выборки подростков, так и для подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению. В группе нормы данная связь не выявлена.
4. Большинство испытуемых подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению имеют надежную привязанность к матери и к отцу. Значимых различий между группами подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению и без склонности к отклоняющемуся поведению по уровням самоотношения и самооценки выявлено не было.
Таким образом, были подтверждены только первые две гипотезы, третья гипотеза не подтвердилась.

Список литературы:
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. – М.: «Прогресс», 1986 – 421 с.
2. Боулби Джон. Привязанность. – Пер. с англ. – Общ. ред. и вступ. статья Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
3. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6т. Т. 4: Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина, 1984. – 433 с.
4. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр Академия, 2004 – 288 с.
5. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте / Д.Б. Эльконин // Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – С. 313-320.