Автор Тема: Школьная дезадаптация и характеристики психического здоровья у подростков  (Прочитано 330 раз)

Волков Н.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Школьная дезадаптация и характеристики психического здоровья у подростков

Волков Н.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
Научный руководитель – Е.Г. Дозорцева

В период перехода из младшей школы в среднюю (пятый класс) школьник также встречается с новыми трудностями, что может привести к дезадаптации. К этому же возрасту (11-12 лет) относится и начало кризисного подросткового периода, пубертата, что еще больше осложняет процессы школьной и социальной адаптации. Кроме того, именно в подростковом периоде усиливаются проявления отклонений в психическом развитии и психическом здоровье. Однако проблемам школьной адаптации данной категории школьников посвящено мало внимания. Не изучались и связи школьной дезадаптации с характеристиками психического здоровья младших подростков.
В случае нарушения процессов адаптации снижение интереса подростка к учебе, конфликты во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, различные формы асоциального поведения, пониженная успеваемость – все это говорит о трудностях в приспособлении младшего подростка к школьной среде и может стать препятствием для развития его личности. В школе ребенок занимается не только обучением, но и развивает систему межличностных отношений. Нарушение этих процессов формирует особую совокупность признаков, указывающих на несоответствие социально-психологического и психофизиологического статуса младшего подростка требованиям ситуации школьного обучения, получившую название школьной дезадаптации (Абульханова К.А., 1986; Александровская Э.М., 1978; Алмазов Б.Н., 1986; Асмолов А.Г., 1986; Братусь Б.С., 1988).
Аутоагрессивное или самоповреждающее поведение является некоторым способом взаимодействия с окружающими, а также с самим собой, но при таком взаимодействии действия субъекта направлены на нанесение повреждений своему здоровью как соматическому, так и психическому. (Короленко Ц.П, Донских Т.А., 1990,  Берно-Беллекур И.В., 2003,  Змановская Е.В., 2004, Руженков А.А., Лобов Г.А., Боева А.В., 2008, Андроникова О.О., 2010).
Целью исследования было выявление соотношения школьной дезадаптации и характеристик психического здоровья у младших подростков.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Методика «Карта оценки степени выраженности проявлений школьной дезадаптации»
2. Методика «Метод оценки психосоциального статуса детей, опросник PedsQL 4.0»
3. Методика «Опросники Бека для детей и подростков (Beck Youth Inventories for children and adolescents). (Beck, J.S., Beck, A.T., Jolly, J.B., & Steer, R.A. (2005). Beck Youth Inventories Second Edition for Children and Adolescents manual. San Antonio, TX: PsychCorp)»
По итогам проведенного эмпирического исследования и корреляционного анализа были получены данные психического здоровья и школьной дезадаптации среди подростков пятого класса:
1. Анализ корреляционных связей между шкалами методики «Метод оценки психосоциального статуса детей, опросник PedsQL 4.0» и методики «Шкалы Бека» показал: Общий интегрированный показатель психосоциального статуса детей имеет значимые корреляционные связи со всеми показателями психического здоровья. Значимая отрицательная корреляционная связь интегрированного результата с шкалой «Я-концепция» означает, чем ниже представление испытуемого о самом себе, тем более выражена школьная дезадаптация. На ряду с этим если остальные критерии психического здоровья (тревога, депрессия, гнев, деструктивное поведение) имеют более выраженный характер, то и выраженность школьной дезадаптации более высокая.
Анализируя полученные результаты, можно отметить, что показатели психического здоровья имеют значимую связь с показателями психосоциального статуса детей и школьной дезадаптацией.
2. Анализ корреляционных связей между шкалами методики «Карта оценки степени выраженности школьной дезадаптации» и методики «Шкалы Бека» показал: Общий интегрированный показатель школьной дезадаптации имеет значимую отрицательную связь с критерием психического здоровья как я-концепция и значимые положительные корреляционные связи с шкалами психического здоровья «Гнев» и «Деструктивное поведение». Так же, отдельные шкалы психического здоровья имеют значимые связи с шкалами степени выраженности школьной дезадаптации.
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что показатели психического здоровья имеют значимую связь со степенью выраженности школьной дезадаптации.
По итогам проведенного эмпирического исследования следует сделать вывод о том, что основная гипотеза «показатели школьной дезадаптации у младших подростков имеют прямую связь с характеристиками их психического здоровья» - подтвердилась.