Автор Тема: Методика «How I think» для изучения когнитивных искажений подростков...  (Прочитано 480 раз)

Алмаева Е.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Методика «How I think» для изучения когнитивных искажений подростков с девиантным поведением

Алмаева Е.А.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)

Актуальность изучения особенностей когнитивных искажений у подростков обусловлена тем, что понимание специфических черт детей подросткового возраста позволяет проводить более целенаправленную психологическую работу. Имеющиеся когнитивные искажения оказывают влияние на формирование убеждений, на выбор действий индивида, его оценку социальных явлений и норм. В подростковом возрасте происходит поиск себя, собственной уникальности, перестраивание прежних отношений к миру, формирование жизненной позиции. Однако данные представления еще недостаточно интериоризованы, вследствие этого на этапе становления личности в подростковом возрасте коррекция когнитивных искажений происходит более эффективно.
Большинство авторов определяют «когнитивные искажения» как допущение систематических ошибок в мышлении индивида вследствие наличия дисфункциональных убеждений (Беляева Е.Р., Кунафина Г.А., 2016)
Одной из задач нашего исследования была перевод и апробация американской методики «How I think», разработанной Т. Гиббсом, Барригой. Цель данной методики состоит в изучении следующих корыстных когнитивных искажений, свойственных для подростков с девиантным поведением:
1) Эгоцентрические искажения - центрация на собственных потребностях, игнорирование мнения окружающих людей;
2) Склонность к обвинению других – ошибочное перенесение вины за собственное поведение на других;
3) Тенденция к минимизации наносимого ущерба – принижение человеческого достоинства других людей, ухудшение манеры обращения с ними;
4) Склонность к ожиданию негативных последствий развития событий – предположение о враждебных намерениях окружающих.
С точки зрения авторов данные искажения являются факторами, способствующими развитию девиантного поведения у подростков (Barriga A., Gibbs J., Fernández M., Rodríguez J., 2013).
Методика «How I think» состоит из 54 утверждений, из которых 39 пунктов направлено на определение корыстных когнитивных искажений, 8 пунктов показывают уровень социальной желательности, 7 – положительных убеждений. Испытуемому необходимо на каждое из утверждений дать ответ от 1 до 6 в зависимости от степени своего согласия с ним (Ara E., 2015).
В нашем исследовании данная методика предъявлялась группам подростков с девиантным и просоциальным поведением. В результате было обнаружено, что корыстные когнитивные искажения, представленные в методике «How I think», в большей степени свойственны подросткам с девиантным поведением, наиболее из них выражена склонность к ожиданию негативных последствий. В отличие от них, в просоциальной группе преобладающие ответы были получены по шкале «Позитивные убеждения», в которой акцент ставился на положительном отношении к окружающим людям.
В целом, методика «How I think» позволяет выявить наличие корыстных когнитивных искажений у подростков и проводить психологическую работу по снижению их проявлений с целью профилактики девиантного поведения.

Литература:
1. Беляева, Е.Р., Кунафина, Г.А. Роль когнитивных искажений в приобщении индивида к социально-культурной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 224.
2. Ara, E. Measuring Self-Serving Cognitive Distortions: An analysis of the Psychometric Properties of the How I think Questionnaire (HIT-16-Q) // The International Journal of Indian Psychology. 2015.Vol. 3. N.7. P. 49-56.
3. Barriga, A., Gibbs, J., Fernández, M., Rodríguez, J. Psychometrical properties of the “How I Think” Questionnaire (HIT-Q) in adolescents // Psicothema. 2013. Vol. 25, N. 4, P. 542-548.