Автор Тема: Тактики получения информации от несовершеннолетних, пострадавших от жестокого...  (Прочитано 323 раз)

Васильева Е.Н.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Тактики получения информации от несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения

Васильева Е.Н.
Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
Научный руководитель Е.Г. Дозорцева

В настоящее время в России происходит формирование полноценной системы защиты несовершеннолетних от жестокого обращения, которая предусматривает не только обеспечение их безопасности, создание инфраструктуры профилактической работы и эффективного профессионального взаимодействия специалистов разных ведомств, но и своевременное выявление семейного неблагополучия. На данный момент не существует единого алгоритма действий, придерживаясь которого специалисты, непосредственно взаимодействующие с детьми, могли бы своевременно выявлять случаи жестокого обращения, получая достоверную информацию без излишней травматизации несовершеннолетнего. Большинство случаев жестокого обращения с несовершеннолетними остаются не выявленными, причем насилие в семьях может продолжаться долгие годы, нанося непоправимый ущерб психическому и физическому здоровью ребенка.
Основным способом получения информации о случае жестокого обращения с ребенком является опрос несовершеннолетнего. Однако проблема тактических аспектов получения информации о жестоком обращении до сих пор не исследовалась, в связи с чем можно говорить о ее актуальности как в методологическом, так и в практическом плане.
Определению эффективных тактик получения информации о жестоком обращении с несовершеннолетними было посвящено специальное исследование. В нем проверялась гипотеза о том, что различные формы проведения интервью (тип вопросов, структурированный или неструктурированный характер интервью) дают различную по объему и качеству информацию о жестоком обращении с несовершеннолетним. Исходя из сведений о том, что существенными факторами развития делинквентного поведения у подростков являются дисфункциональные семьи и неправильные тактики родительского воспитания, мы провели исследование в группах законопослушных подростков и несовершеннолетних правонарушителей, предположив, что эти две категории подростков отличаются по характеру и степени выраженности пережитого жестокого обращения.
В исследовании приняли участие 97 несовершеннолетних, средний возраст опрашиваемых 16,8±0,65, в том числе:
- юноши и девушки с условно нормативным поведением, когда-либо становившиеся объектами жестокого обращения. Группа состоит из 67 человек, из них 18 юношей и 49 девушек.
- юноши-правонарушители, находящиеся в Федеральном казенном учреждении Алексинской воспитательной колонии, когда-либо становившиеся объектами жестокого обращения. Группа состоит из 30 человек.
Подготовительный этап исследования представлял собой предварительный сбор данных о несовершеннолетних с условно нормативным поведением и позволил выявить несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения, которые могут дать ретроспективный отчет о произошедшем травматичном событии.
В первой части исследования был использован метод полуструктурированного авторского интервью, с помощью которого выяснялись факты и обстоятельства жестокого обращения, пережитого испытуемыми и в котором использовались различные техники опроса. 
Во второй части исследования для оценки посттравматического и актуального состояния испытуемым предлагались полуструктурированное интервью (Н.В. Тарабриной) и стандартизированные опросники (шкала депрессии А. Бека, методика Ч.Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на русский язык Ю.Л. Ханиным),
Для проверки первой гипотезы проводился подсчет слов и содержательных деталей в ответах при использовании различных типов вопросов (открытых, закрытых, альтернативных). У всех категорий опрошенных, были выявлены статистически значимые различия в количестве слов при ответах на вопросы разного типа. Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что открытые вопросы с побуждением к рассказу дают максимальное количество информации и важных деталей произошедшего. Следовательно, использование открытых вопросов при проведении интервью с несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, наиболее оправдано.
Самым распространенным видом насилия по частоте во всех категориях опрашиваемых является физическое насилие. Девушки становились жертвами сексуального насилия чаще, чем юноши с условно нормативным поведением и юноши-правонарушители. С пренебрежением нуждами чаще других несовершеннолетних сталкивались юноши-правонарушители, находящиеся в колонии. Реже всего с пренебрежением нуждами сталкивались девушки.
Чаще всего насилие по отношению к юношам с условно нормативным поведением совершали родители или знакомые. В группе девушек чаще встречалось насилие со стороны знакомых, а в группе юношей-правонарушителей - со стороны родственников, в основном со стороны отчима или сожителя матери. В группе юношей-правонарушителей не встречались несовершеннолетние, подвергавшиеся насилию со стороны знакомых.
В результате проведенного исследования получены результаты, которые позволяют сделать вывод о том, что юноши-правонарушители, находящиеся в воспитательной колонии, испытывали одновременно или в разное время несколько видов насилия и имеют более высокий уровень травматизации, чем несовершеннолетние с условно нормативным поведением.
Самые высокие показатели по шкале депрессии Бека выявлены у юношей, находящихся в воспитательной колонии, средние показатели у этой категории опрашиваемых относятся к умеренному уровню депрессии. У девушек более высокие средние показатели по шкале депрессии Бека, чем у юношей с условно нормативным поведением.
Средние показатели ситуативной тревожности у опрашиваемых всех категорий относятся к умеренному уровню тревожности. Высокий уровень личностной тревожности выявлен у юношей с противоправным поведение и у девушек с нормативным поведением, тогда как у юношей с условно нормативным поведением  уровень личностной тревожности относится к умеренному.
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что для выявления жестокого обращения с несовершеннолетними необходим комплексный подход, включающий в себя интервью с использованием эффективных тактик получения информации о жестоком обращении с несовершеннолетним, которое позволяет получить достоверную информацию, и методики, позволяющие определить степень психологических и психопатологических последствий травматичного события для несовершеннолетнего и определить мишени психологической работы. При выборе методик для оценки психологических последствий жестокого обращения следует учитывать возраст ребенка, уровень его развития и характер насилия.
 Необходима комплексная помощь и психологическая коррекция последствий, перенесенного насилия, которые могут сохраняться долгие годы и становиться одной из причин преступности и воспроизводства жесткого обращения с несовершеннолетними в семьях и в обществе.