Автор Тема: Эмпатия, моральное развитие и правосознание подростков с девиантным поведением  (Прочитано 369 раз)

Галкина Е.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Эмпатия, моральное развитие и правосознание подростков с девиантным поведением

Галкина Е.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)

В современном мире подростковый период признается одним из наиболее сложных в психологическом и социальном смысле. Именно в этом возрасте существует особая опасность формирования отклоняющегося поведения, что обусловливает важность изучения факторов и психологических феноменов, детерминирующих девиантное поведение.
В современных научных трудах остается малоизученным вопрос об особенностях эмоционального развития подростков как с нормативным, так и  девиантным поведением, а именно об их способности проявлять эмпатию. Эмпатия представляет собой некое духовное единство двух людей, когда один человек временно отождествляется с другим, проникаясь его переживаниями. Это особенность человека, которая облегчает проявление альтруизма (помогающего поведения) и препятствует межличностной агрессии (Ильин, Е.П., 2011). В отечественной психологии исследованием эмпатии подростков занимались Т.Р. Каштанова, А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова, И.М. Юсупов. В зарубежной психологии данной проблемой интересовался Е.Стотлэнд. Работы этих авторов свидетельствуют о том, что способность к сопереживанию положительно коррелирует с широким кругом общения подростка со сверстниками, при этом существует две формы эмпатийного поведения – сочувствие и сопереживание, которые по-разному проявляются у детей разного пола и возраста. Так, для младших школьников более характерно сопереживание, а для подростков – сочувствие (Эльконин Д.Б., 2007).
Поскольку в подростковом возрасте происходят активное личностное и социальное самоопределение, важные изменения в мировоззрении, системе убеждений, направленности личности, этот возрастной период является сенситивным этапом нравственного развития. Работы  Ж. Пиаже показали, что в период 12-13 лет нравственное развитие ребенка обретает новый смысл, поскольку идеалы и ценности, которые выходят за рамки его конкретной жизни, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными. К таким ценностям можно отнести свободу, любовь, дружбу, социальную справедливость, искренность. Их формирование связано с возрастанием интереса подростка к поступкам людей, их нравственным качествам, взаимоотношениям друг с другом. В этом возрасте происходит возникновение и оформление нравственных убеждений, которые представляют собой специфические мотивы деятельности и поведения подростка (Обухова Л.Ф., 2010).  Важнейшими факторами, влияющими на уровень морального развития, исследователи называют уровень образования (чем он выше, тем выше уровень морального развития), стиль родительского воспитания, место жительства, травматический опыт (Гулевич О.А., 2003).
В подростковом возрасте также происходит процесс систематизации первичной правовой социализации, обогащение теоретических правовых знаний, начинают вырабатываться правовые аттитюды, приобретается первичный опыт, который связан с нормативной системой общества. В связи с неустойчивым характером личности подростка, его правовые установки также еще неустойчивы, что является одной из причин формирования противоправного поведения.  Подростки с девиантными формами поведения склонны соблюдать правила и законы только в угоду собственным интересам, в отличие от их сверстников с нормативным поведением, которые соблюдают правовые нормы в меру собственных возможностей и желаний (Дворянчиков Н.В., 2011). Склонность к девиантному поведению в подростковом возрасте зависит от низкой степени доверия подростка к социальному миру, которая свидетельствует о деформации характеристик правосознания (Достовалов С.Г., 2013).
В исследовании приняли участие 100 подростков в возрасте 13-16 лет: 43 подростка, со склонностью к девиантному поведению, состоящих на учете в КДН, а также 57 подростков с нормативным поведением. Оценивались уровни эмпатии, морального развития и правосознания по методикам: «Диагностика уровня эмпатии» (А.Меграбян, Н.Эпштейн); «Моральные дилеммы» Л.Колберга в модификации Е.В. Костюшиной; «Диагностика правосознания» (Л. Ясюкова). В результате сравнительного анализа удалось выявить, что уровни эмпатии, морального развития и правосознания девиантных подростков значительно ниже, чем у их сверстников с нормативным поведением.
У 9% подростков со склонностью к девиантному поведению, выявлена неразвитость эмпатийных тенденций, этим подросткам свойственны затруднения в установлении контактов и межличностном взаимодействии с окружающими. Низким уровнем эмпатии обладают 16%  подростков с нормативным поведением и 54% подростков с девиантным поведением, это может говорить об их затруднениях в установлении межличностных контактов, дискомфорте в больших компаниях людей, непонимании эмоциональных проявлений окружающих.
Уровень правового нигилизма был отмечен у 29% учащихся группы с нормативным поведением и 63% группы со склонностью к девиантному поведению. Эти подростки не признают правового регулирования, негативно относятся к самому принципу законодательного формального регулирования отношений. Средний уровень развития правового сознания, отмеченный у 52% подростков группы с нормативным поведением и у 30% группы с девиантным поведением, свидетельствует о неполноценном, противоречивом правовом сознании. Это значит, что основы правосознания заложены, но полностью оно не сформировано и регулирует поведение только в какой-то одной или двух сферах. Это может быть связано, прежде всего, с определенными возрастными закономерностями в развитии правового сознания, которые зависят от личностной и интеллектуальной самостоятельности подростков. Полностью сформированное правосознание (высокий уровень) был выявлен лишь у 3% группы нормы.
Важно отметить, что низкий уровень правовых знаний имеют 12% подростков с нормативным поведением и 21% подростков с девиантным поведением, это означает, что осведомленность, информированность данных подростков о правовом регулировании не достигает минимума, который необходим для самостоятельной жизни в современном обществе.
По результатам исследования морального развития, можно заключить, что для большинства подростков обеих исследуемых групп свойственен конвенциональный уровень, однако подростки с нормативным поведением имеют ярко выраженную тенденцию к постконвенциональному уровню, что слабее наблюдается в группе девиантных подростков.
Рассмотренные и выделенные особенности, могут стать мишенями воздействия в  профилактических и коррекционных работах. Также результаты исследования указывают на необходимость пересмотра воспитательных и образовательных программ, в которых особое внимание должно быть уделено развитию эмпатических способностей, повышению уровня правового сознания и правовых знаний, а также развитию морально-нравственного сознания у подрастающих поколений.

1) Гулевич, О.А. Правосознание и правовая социализация (аналитический обзор) / О.А. Гулевич. – Москва : Международное общество им. Л. С. Выготского, 2003. –С.36–57.
2) Дворянчиков, Н.В., Савкина, И.А. Исследование особенностей правосознания несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. № 1. URL : http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39933.shtml (дата обращения: 10.02.2017).
3) Достовалов, С.Г. Доверие к социальному миру как фактор формирования правосознания у подростков [Электронный ресурс]  // Психология и право. – 2013. – № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n1/58316.shtml (дата обращения: 28.02.2017).
4) Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – 2-е издание, переработанное и дополненное.  –  СПб. : Питер, 2011. – 783 с.
5) Обухова, Л.Ф. Современный ребенок: шаги к пониманию / Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова // Психологическая наука и образование. 2010. - №2. - С. 5-19.
6) Эльконин, Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте / Д.Б. Эльконин. // Психология подростка : хрестоматия ; сост. Ю.И. Фролов. – Москва : Российское педагогическое Агенство, – 2007. – 525 с.