Автор Тема: Психологические особенности у несовершеннолетних с интернет аддикцией  (Прочитано 966 раз)

Григорьева К.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Психологические особенности у несовершеннолетних с интернет аддикцией
   
Григорьева К.А
Cтудентка факультета юридической психологии
Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
Научный руководитель: Делибалт В.В

Одним из видов аддикций, получившим широкое распространение во всем мире в связи с компьютеризацией общества, стала компьютерная зависимость, которая, по мнению ряда исследователей, обусловливает развитие психопатологических изменений личности и ведет к нарушениям социальных норм поведения и к правонарушениям. В классификацию нехимических аддикций вошла также Интернет-зависимость.
Актуальность исследования психологических причин и последствий интернет аддикции  в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянное увеличение численности подростков – пользователей Интернета ,более 60% процентов, во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к Интернету разрушающе действует на психику подростка, в-третьих, немногочисленностью  научных исследований именно в этой области , т.к этот феномен, относительно новый, который в настоящее время в русскоязычной литературе представлен недостаточно.
Целью настоящей работы является изучение психологических особенностей у подростков с интернет зависимостью.
Объектом исследования выступают подростки с интернет-зависимостью.
Предмет исследования выступают особенности межличностного взаимодействия подростков с Интернет-зависимостью.
Гипотеза исследования: подростки с интернет-зависимостью, имеют трудности  в установлении межличностных контактов со сверстниками, подвержены депрессивным состояниям,  в реальной жизни замкнуты, мало общительны, имеют низкую самооценку и высокий уровень тревожности и раздражительности.
В исследовании были использованы следующие методики:
- Методика измерения уровня Интернет - аддикции К. Янг,
- Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку),
- Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В),
- Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [28].
База исследования:
Исследование проводилось на выборке из 40 подростков, 20 мальчиков и 20 девочек. Возраст испытуемых от 13 до 16 лет. Выборка формировалась из учащихся школьников МБОУ «СОШ № 7» г.Ивантеевки. Испытуемые были поделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную.
Контрольная группа: подростки, не имеющие Интернет - аддикции (25 человек).
Экспериментальная группа: подростки, имеющие Интернет - аддикцию (15 человека).
Экспериментальную группу можно охарактеризовать как подростков, которым в большей степени свойственны следующие характеристики: очень тревожные, с низкой самооценкой, избегающие трудностей, боятся неудач, фрустрированы, имеют средний уровень агрессивности, необходимо особо обратить внимание на сильно выраженную ригидность: неизменность поведения, убеждений и взглядов, даже в том случае, если они расходятся или не соответствуют реальным жизненным обстоятельствам.
В контрольной группе можно отметить следующие характеристики присущие подросткам: средний уровень тревожности, устойчивость к неудачам, они не боятся трудностей, спокойны и выдержаны, ригидности нет, легко переключаемы.
Так, полученные данные корреляционного анализа позволили нам зафиксировать, что Интернет-зависимость значимо коррелирует с раздражительностью, общительностью и открытостью, тем самым подтвердив нашу гипотезу о том, что Интернет-зависимые менее общительны и замкнуты и тревожны, что отрицательно сказывается на межличностном взаимодействии подростков.
Эмпирическое исследование показало, что что Интернет - зависимым личностям свойственны высокий уровень тревожности и депрессивности.
Таким образом, полученные нами результаты исследования, позволяют сделать следующие выводы:
- Наличие Интернет-аддикции негативно влияет на межличностные отношения подростков с окружением. У них имеются проблемы в установлении межличностных контактов из-за их высокой тревожности, неуверенность в себе, их раздражительности, малообщительности и замкнутости;
- Подростки с Интернет-зависимостью очень тревожные, с повышенным чувством ответственности, неудовлетворенные собой, склонные к тому, чтобы винить себя во всем при неудачах, легко впадающих в состояние грусти, пессимистически оценивающие свои перспективы, депрессивны, аккуратные и исполнительные в работе, избегающие широких контактов, малообщительны, замкнуты, ранимые и впечатлительные, болезненно сосредоточенные на своих недостатках и проблемах.

Литературные источники:
1. Аршинова В.В., Барцалкина В.В., Дуденкова Т.В. Профилактика гемблинга в Интернет-зависимости в образовательной среде. М., 2010.
2. Асмолов А.Г., Цветкова Н.А., Цветков А.В. Психологическая модель Интернет-зависимости личности // Мир психологии. 2004. № 1.
3. Байярд Р.Т., Байярд Д. – Ваш беспокойный подросток. - М., 2015.
4. Барцалкина В.В. Актуальность научного направления «Аддиктология» // Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация»/ Под ред. В.В. Барцалкиной,  Н.Б. Флоровой, В.В. Аршиновой. М., 2011.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб., 2013.
6. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 2011.
7. Бодалев А.А. Психологическое общение / А.А. Бодалев. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 162 с. – ISBN 978-5-222-10981
8. Буева Л.П. Человек, деятельность и общение [Текст] / Л.П. Буева. – М., 1978. – С. 32-116.
9. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1.
10. Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо-пресс, серия "Мир психологии", 2012.
11. Горьковая И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков. – М., 2014.
12. Дорошина И.Г. Изучение социометрического статуса подростков в учебной группе (авторская модификация социометрии) // — http://psyjournals.ru/sociosphera/2010/n2/35334_full.shtml
13. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. СПб., 2007.
14. Ершова Т.И., Микиртумов Б.Е. Трудный подросток. – М., 2013.
15. Знаков В.В. Оценка общения / В.В. Знаков // Вопросы психологии. 2002. - №3. – С. 125.
16. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков / Г.В. Казнова // Вопросы психологии. 2003. - №5, – С. 50.