Автор Тема: Проблема интернет-зависимости подростков  (Прочитано 342 раз)

Губайдуллина А.И.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Проблема интернет-зависимости подростков

Губайдуллина А.И.
Башкирский государственный педагогический университет им.Акмуллы
(г.Уфа)
Шиляева И.Ф.

Исследование проблем интернет-зависимости подростков приобретает особую значимость в связи с широким развитием компьютерных технологий. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием все большее количество современных детей и подростков (Трафимчик Ж.И., 2009). Вместе с несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить и негативное последствие данного процесса, влияющего на социально-психологическое здоровье молодого поколения. Это интернет-зависимость.
Исследователи приводят различные причины возникновения интернет-зависимости. По мнению К.Янг (Янг К., 2000), зависимость от Интернета – это явление, свойственное для людей с низкой самооценкой, тревожностью, склонностью к депрессии, одиноких и не понятых.
Именно в подростковом периоде представлены все формы и типы зависимого поведения, которые в ином, более старшем возрасте, исчезают или уменьшаются. Основным в поведении зависимой личности является стремление к уходу от реальности, страх перед наполненной обязанностями однообразной жизнью, склонность к эмоциональным переживаниям и неспособность быть ответственным за что-либо.
Подростки, в отличие от детей младшего школьного возраста, сильнее поддаются зависимости, так как они обладают большей возможностью самостоятельного распределения своего времени и менее нуждаются в опеке со стороны родителей. С другой стороны, подростковый возраст отличается большей требовательностью со стороны взрослых к успеваемости подростков, к их поведению. В межличностном общении подростки реализуют не только групповые интересы, но и пытаются самоутвердиться. Реальная жизнь для многих детей подросткового возраста становится чередой сложных испытаний, выход из которых они могут попытаться найти, окунувшись в виртуальный мир компьютерных игр (Снежневская Р.Д., 1989). Поэтому все подростки-пользователи Интернета находятся в группе риска.
Изучение индивидуально-психологических особенностей подростков, склонных к интернет-зависимости, является актуальной и важной задачей, так как причины склонности к зависимости и возможной интернет-аддикции кроятся не столько в Интернете, сколько в самой личности.
В связи с этим нами было предпринято психологическое исследование подростков 14-15 лет в количестве 40 человек на наличие у них интернет-зависимости, а также выявление взаимосвязи между такими личностными особенностями, как самооценка и уверенность в себе, и интернет-зависимостью.
Тест, разработанный профессором психологии Кимберли Янг на определение интернет-зависимости, показал, что среди 40 респондентов нет ни одного ученика, у которого использование Интернета вызывало бы серьезные проблемы в их жизни. 10% тестируемых показали низкий уровень интернет-зависимости. Они могут практически обходиться и без Интернета, для них он является лишь еще одним источником информации. 42,5% учащихся - обычные интернет-пользователи. Такие подростки используют Интернет в разумных рамках, оставляя место для других занятий, например спортом. Они временами могут находиться в сети чуть дольше нужного, но контролируют ситуацию. Среди исследуемых выявились учащиеся, у которых есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом (47,5%). Эта группа тестируемых находится на начальном этапе появления интернет-зависимости. Им стоит учитывать серьёзное влияние сети на их жизнь и стараться сокращать время, проводимое за компьютером.
Именно в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир, хочет понять, какой он есть на самом деле. Очень важно, чтобы у ребенка сформировалась адекватная самооценка.
Полученные в ходе опроса результаты по определению уровня самооценки (тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалева) свидетельствуют о том, что подростки с низкой самооценкой больше подвержены интернет-зависимости (84,2%). Для обычных интернет-пользователей характерна средняя самооценка, т.е. подростки уверены в том, что успех зависит от их собственных качеств, от способности самостоятельно решать трудные задачи, а не «прятаться» в виртуальном мире от накопившихся проблем.
В своем исследовании мы попытались установить, существует ли связь между интернет-зависимостью и низкой самооценкой подростков. В качестве статистического критерия использовали метод линейной корреляции Пирсона. Значимые показатели коэффициента корреляции наблюдаются между шкалами «Интернет-зависимости» и «Уровнем самооценки» (r = 0,632).
Таким образом, можно сделать вывод, что уровни самооценки и компьютерной зависимости прямо коррелируют друг с другом: чем сильнее выражено отклонение от адекватной самооценки, тем выше уровень компьютерной зависимости подростков.
Чрезвычайно важный компонент самосознания – уверенность в себе, самоуважение. Подросток учится принимать себя и нести ответственность за свой выбор и решения.
Чтобы ответить на вопрос: «Существует ли взаимосвязь между уверенностью в себе и интернет-зависимостью?» - был проведен корреляционный анализ между шкалой интернет-зависимости и уровнем уверенности в себе (Тест Рейзаса «Уверенность в себе»). Как и в предыдущем случае, использовался метод линейной корреляции Пирсона, а статистическая обработка данных проводилась при помощи статпакета «SPSS».
Полученная обратная пропорциональная зависимость (r = - 0,608) показала, что чем меньше подросток уверен в себе, тем выше уровень его интернет-зависимости. Значит, неуверенность в себе и в своих возможностях может спровоцировать у подростка зависимость от Интернета, и, проводя большую часть своего времени в сети, он уже не сможет правильно определиться со своим местом в реальной действительности.
Зачастую интернет-зависимость - это следствие внутриличностных проблем пользователя. Формирование зависимости от Интернета наиболее вероятно у подростков с заниженной самооценкой и неуверенностью в себе. Эти особенности личности подростков, по всей видимости, способствуют как вовлечению в интернет-аддикцию, так и одновременно являются факторами риска социальной дезадаптации (конфликтное поведение, хронические депрессии, уход в виртуальный мир от реальной жизни, трудности адаптации в социуме, иллюзия вседозволенности и безнаказанности, девальвация нравственности).
Таким образом, подростки во взаимодействии с Интернетом находятся в большей опасности, нежели другие возрастные группы. Это связано со спецификой данного возраста. И насколько удачно могут быть разрешены эти проблемы, во многом зависит от эмоциональных связей с близкими людьми, на основе которых вырастает чувство привязанности, безопасности и доверия к окружающему миру.
Ключевые слова: интернет-аддикция, интернет-зависимость, подростковый возраст, уровень самооценки, уверенность в себе.
   
Список использованной литературы:   
1. Войскунский А. Е. Исследования Интернета в психологии / М. И. Семенов. — М. — Интернет и российское общество. — 2002. — 573 с.
2. Снежневская Р. Д. Мир подростка. — М.: Педагогика, 1989. — 345 с.
3. Трафимчик Ж. И. Игровая компьютерная зависимость: особенности влияния на личность // Психология. — 2009. — № 4. — С.36–40.
4. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. № 2.