Автор Тема: Роль гендерного фактора взрослого в восприятии ребенком дошкольного возраста...  (Прочитано 1114 раз)

Громогласов Д.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Роль гендерного фактора взрослого в восприятии ребенком дошкольного возраста игровой деятельности

Громогласов Д.С.
Московский Государственный Психолого – Педагогический Университет (город Москва)
Научный руководитель: Моисеева Л.П.

В дошкольном возрасте у ребенка с формированием самосознания и автобиографической памяти появляются первые представления о самом себе. На этом этапе развития и происходит полоролевая идентификация, подразумевающая тесную эмоциональную связь с представителями своего пола. В игре это отражается, прежде всего, в выборе ролей. Но, чтобы принять на себя роль, ребенку необходим опыт общения с представителями как своего, так и противоположного пола. И чем больше будет такого опыта, тем более разнообразной и развернутой будет игровая деятельность.
Актуальность исследования состоит в необходимости изучения гендерных особенностей дошкольников в рамках игровой деятельности в связи с увеличением количества неполных семей в обществе, где дети менее информированы о жизнедеятельности взрослых своего, либо противоположного пола. Через игровую деятельность ребенок отражает свои представления обо всем происходящем вокруг, в том числе и о гендерных особенностях.
В дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети копируют поведение взрослых людей. Проигрывая роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, зачастую, дифференцированную по полу. Однако, в рамках ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) содержание игровой и развивающей деятельности недостаточно дифференцированно с учётом полоролевых особенностей развития девочек и мальчиков.
Данное исследование рассчитано на детей дошкольного возраста. Считается, что для полноценного и всестороннего развития ребенок должен общаться с представителями обоих полов. На данный момент в России более 30% детей воспитываются в неполных семьях, где есть только один родитель, причем в 90% случаях это представитель женского пола (мать)  (Антонова Н.А., Бобков В.Н., Заварина Е.С., Зайнуллина З.Ж., 2015).
 Однако, чтобы получить полноценный опыт, связанный с отношениями на полоролевом уровне развития, ребенок должен иметь возможность общения с представителями разных полов и возрастов. 
Так как основным инструментом развития на этом этапе выступает игровая деятельность, в которой ребенок проигрывает значимые для него ситуации, то целесообразно использовать ее в качестве индикатора полоролевой идентификации (осознания себя). По утверждению ряда авторов «в дошкольном возрасте (3-6 лет) начинается активное усвоение детьми половых ролей, осознание ими необратимости пола, принятие норм полоролевого поведения» (Алексеева М.Н., 2011).
В ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) подавляющее большинство педагогов и воспитателей – представители женского пола. Это вовсе не говорит о том, что дети ограничены в общении с представителями мужского пола, ведь у большинства из них есть братья, отцы, дяди, дедушки и другие взрослые. Но в рамках обучающей и игровой деятельности ребенок чаще всего общается именно с женщиной.
Данное эмпирическое исследование состоит из трёх этапов: первичная диагностика, развивающая программа и повторная диагностика.  Оно рассчитано на использование в дошкольных образовательных учреждениях и, главным образом, отражает многообразие подходов в игре с ребенком представителей разных полов.
В предложенном эмпирическом исследовании приняли двадцать детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) и два взрослых противоположного пола. Дети были разделены на две группы по десять человек. В каждой группе находилось пять мальчиков и пять девочек.
Базой для проведения исследования послужило ГБОУ СОШ «Курчатовская школа» №2077, структурные подразделения №10,11.
Целью исследования было выявить взаимосвязь гендерного фактора взрослого и особенностей восприятия ребенка в познавательной и игровой деятельности.
Игровая развивающая программа состояла из 4 занятий, предназначенных для детей дошкольного возраста.
Занятия проводились два раза в неделю, продолжительностью 20-30 минут. Разница была лишь в том, что в одной группе все занятия проводил представитель мужского пола, а в другой – женского. Первая половина занятия отводилась развивающим играм по заданной тематике, а вторая – сюжетно – ролевой на аналогичную тему.
Методом эмпирического исследования выступал констатирующий эксперимент, а математическая статистика проводилась в программах MS Excel и SPSS.
В результате проведенных занятий в обеих группах был достигнут положительный результат в развитии познавательных навыков и сюжетно – ролевой игры у старших дошкольников. В сюжетно – ролевой игре наблюдалось преобладание  выбора женских ролей в той группе, где взрослым был представитель женского пола, а мужских,-  где занятия проводил мужчина. Таким образом, теоретически и эмпирически было установлено, что пол взрослого оказывает воздействие на выбор ролей ребенком дошкольного возраста и является значимым показателем в формирование его гендерной идентичности.
Практическое применение данной работы возможно, как в некоторых областях семейной психологии и возрастной психологии, так и при работе в дошкольных образовательных учреждениях. Полученный материал может быть использован педагогами – психологами ДОУ (дошкольных образовательных учреждений) в работе с детьми дошкольного возраста и включен в программу ежедневной работы с детским коллективом.
Подводя итоги, хочется отметить, что, с помощью игровой и развивающей деятельности, взрослый не только учит ребенка поведенческим и социальным нормам, но и формирует его полоролевые качества и восприятие представителей разных полов.

Литература
1) Алексеева М.Н. Психологические аспекты половой идентификации детей младшего школьного возраста // Психология телесности: теоретические и практические исследования. – 2011. - № 1. – с. 234 – 240.
2) Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - с. 74 – 81.
3) Кон, И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. -2001. - №2. - с. 47-57.
4) Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учебник // Л.Ф. Обухова. – Москва : Высшее образование : МГППУ, 2010. – 460 с. – (Основы наук).
5) Смирнова Е.О. Детская психология // Е.О. Смирнова. - Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с. – (Учебник для вузов).
6) Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. - № 3. - URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62459.shtml (дата обращения: 07.03.2017)
7) Смирнова Е.О., Гударёва О.В. Игра и произвольность современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 12–20
8) Социальное положение и уровень жизни населения России / Н.А. Антонова, В.Н. Бобков, Е.С. Заварина, З.Ж. Зайнуллина  – Mосква : Росстат, 2015. – 311 c.
9) Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошкольника / Новоселова С.Л., Обухова Л.Ф., Парамонова Л.А., Тарасова К.В. – Москва : Психологическая наука и образование, 1996. – 664 с.
10) Фельдштейн Д.И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). / Д.И. Фельдштейн — Москва : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2013. — 336 с.