Автор Тема: Особенности моральных суждений у кадетов  (Прочитано 318 раз)

Корчагина О.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности моральных суждений у кадетов

Корчагина О.В., Ошевский Д.С.
Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет (Москва)

В России действует Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 - 2020 годы». Ее основной задачей является формирование у подростков ответственности за судьбу своей страны.  Среди образовательных учреждений, наиболее эффективно осуществляющих  нравственное  и патриотическое воспитания, выступают кадетские школы и корпуса. Поэтому проведенное в них исследование может стать моделью для дальнейшей оценки успешности реализации Федеральной программы.
Особенностью воспитания в кадетских корпусах всегда являлась ориентированность на нравственный идеал. Содержание духовно-нравственного воспитания выразилось в морально-нравственном кодексе поведения офицеров и воинском этикете.
Анализ литературы показывает, что, как это ни парадоксально, эмпирических работ по изучению морального сознания, проведенных в русле военной психологии крайне мало.
Методологическая основа отечественной и зарубежной военной психологии прослеживается в структуре обучения и воспитания подростков, в контексте кадетских корпусов. Для эффективной деятельности в рамках таких учебных заведений большое значение имеет процесс взаимодействия всего коллектива. В связи с этим немаловажным является усвоение и принятие норм и ценностей, которые существуют в коллективе, что в свою очередь предполагает определенный уровень развития моральных суждений и морального сознания.
В проведенном исследовании изучались особенности моральных суждений и морального сознания кадетов, особенности эмоционально-смысловой сферы, а также некоторые социально-психологические аспекты.
Мы предположили, что существуют различия в уровне развития моральных суждений в зависимости от срока обучения в кадетском корпусе.
Исследование проведено на базе Областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Смоленский Фельдмаршала Кутузова кадетский корпус». Материалом послужили результаты обследование двух групп подростков, обучающихся в кадетском корпусе, представляющих младший подростковый и старший подростковый возраста. В выборки вошли следующие испытуемые:
• кадеты, только поступившие в кадетский корпус – ученики 5 классов (n=30) – гр. №1; 
• кадеты, завершающие свое обучение в кадетском корпусе – ученики 10-11 классов (n=30) – гр. №2.
Средний возраст испытуемых: гр.№1 = 11,2  0,5 лет,  гр. №2 = 16,3 0,7 лет.
На первом этапе проводилось сравнение двух групп в зависимости от срока обучения.
Благодаря предшествующим исследованиям морального развития на контингенте военнослужащих была адаптирована анкета, в которую были включены основные социально-психологические параметры кадет и их отношение к обучению в кадетском корпусе. Субъективное мнение кадетов проверялось объективными оценками офицеров, исходя из выявления значимых различий между ответами в анкете, которую подростки заполняли самостоятельно и интегративными показателями, выставляемые их воспитателями.
Для оценки уровня развития моральных суждений у кадетов было разработано полуструктурированное интервью. Методологической основой послужила концепции Л. Колберга и Б.С. Братуся, описывающие стадии формирования морального сознания.
Для изучения эмоционального компонента был использован цветовой тест отношений, включающий в себя  понятия, описывающие такие категории как наиболее значимое окружение; представление о себе; а также основные морально-нравственные понятия, представляющие как общее содержание, так и характерные для данного учебного заведения категории.
Для более полного изучения особенностей морально-нравственного развития кадетов по всем методикам проводился количественный и качественный анализ.
На заключительном этапе общая группа испытуемых была разделена на две подгруппы для сравнительного исследования анкетных данных и их семейного положения. В первую группу вошли кадеты, воспитывающиеся в полных семьях – 28 человек, во второй группе подростки, проживающие в неполных семьях или находящиеся под опекой – 32 человека.
В результате исследования были выявлены качественные и значимые количественные различия морально-нравственного развития у кадетов, в зависимости от срока обучения.
Исходя из полученных результатов, у кадетов в процессе обучения обнаруживается положительная динамика в развитии моральных суждений. Для старшей группы характерным является более зрелое восприятие, большая дифференцированность и наполняемость смысловых конструктов. Другой особенностью является тенденция к формированию более высокого – просоциального уровня развития моральных суждений.
Для группы младших подростков преобладающим является эгоцентрический уровень развития моральных суждений, исходя из качественного анализа, было выявлено, что их морально-нравственное развитие характеризуется ориентацией на личную выгоду и потребности.
Особенностью формирования группоцентрического уровня развития моральных суждений у испытуемых первой группы является ориентация на семью и близких родственников, а не на группу сверстников. Данные положения могут быть объяснены не только возрастными особенностями, но адаптационными трудностями, которые заключаются в нахождении в непривычных социальных условиях, смене места проживания, отделения от семьи, а также недостаточной групповой сплоченностью, в связи с начальным сроком обучения.
Имеются и групповые отличия эмоционально-смысловой сферы подростков, в зависимости от срока обучения. Наблюдается различная дифференцированность и наполненность смысловых конструктов. Для младших подростков характерными также являются категоричность и полярность в оценках. Помимо этого наблюдается ориентация на избежание наказания, необходимость внешней регуляции поведения.
Для группы старших подростков характерна более четкая полоролевая идентификация собственной психосоциальной роли с фигурой отца, что положительно влияет на формирование определенных маскулинных качеств, необходимых при овладении воинским делом. Также среди испытуемых второй группы наблюдается большая дифференцированность и смысловая наполненность понятий, непосредственно относящихся категории воинских качеств, можно отметить, что выявлена тенденция к их интериоризации.
При сравнении двух групп испытуемых, исходя из их семейного контекста, были получены следующие результаты: подростки, воспитывающихся в полных семьях, менее агрессивны, на уровне тенденций имеют положительное отношению к воспитанию воинских качеств, а, по мнению офицеров-воспитателей, более эффективно справляются со своими обязанностями. У подростков, воспитывающихся в неполных семьях или находящихся под опекой, наблюдается обратная ситуация. Испытуемые этой группы более склонны к проявлениям агрессии, на уровне тенденций чаще вступают в специфические неформальные группы, а офицерами-воспитателями оцениваются как кадеты, недостаточно хорошо справляющиеся с общеобразовательной и воинской подготовкой.
Исходя из полученных эмпирических данных, можно сделать вывод, что выявленные особенности морального развития и эмоционально-смысловой сферы необходимо учитывать при проведении учебно-воспитательной работы по повышению эффективности обучения в кадетском корпусе. Наиболее важными аспектами являются помощь в адаптации к новым социальным условиям младших подростков, их интеграция в кадетский коллектив, а также установление регулярной связи с семьей и родственниками.
При проведении учебно-воспитательной работы необходимо также учитывать выявленные факторы риска, к которым можно отнести трудности в адаптации, слабая групповая сплоченность, боязнь получения наказания, конфликты в коллективе и воспитание в неполной семье. К ресурсам можно отнести такие особенности, как интериоризация воинских ценностей, принятие ответственности, положительные семейные отношения.
Дальнейшие исследования данной темы позволит более глубоко изучить описываемые феномены и выработать более содержательные рекомендации по психологическому сопровождению и воспитательной работе среди кадетов в период их обучения.