Автор Тема: Исследование социально - психологической готовности родителей к приему ребенка в  (Прочитано 1298 раз)

Куликовская М.П.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Исследование социально - психологической готовности родителей к приему ребенка в замещающую семью

Куликовская М.П.
Московский Государственный Психолого – Педагогический Университет (город Москва)
Научный руководитель: Краева М.Ю.

Воспитание в условиях приемной семьи является в настоящее время наиболее благоприятным вариантом жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей (Ослон В.Н., 2001). Однако для полноценной адаптации приемного ребенка в новой семье родителям необходимо быть готовым к преодолению возможных трудностей, связанных с тем, что опыт родительской депривации в прошлом оказывает негативное воздействие на развитие ребенка (Киселева Н.А., 2014; Конева О.Б., 2009). С этим связана значительная проблема - неготовность потенциальных приемных родителей к воспитанию ребенка. О ее важности свидетельствуют многочисленные случаи повторного возврата ребенка в детские учреждения, когда новые родители оказываются не готовыми справиться со всеми задачами, которые ставит перед ними воспитание приемного ребенка.
Поэтому необходимо рассмотрение такого понятия как социально-психологическая готовность родителей к воспитанию ребенка в замещающей семье. В качестве теоретических источников были использованы работы таких ученых как Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис (2009), А.М. Прихожан (2001), В.Н. Ослон (2001),  Г.В. Семья (2005), И.Г. Малкина-Пых (2006),  Н.А. Киселева (2014),  Н.А.Палиева, (2011) и других.
Основной проблемой детей, оставшихся без попечения родителей, является депривация потребности в материнской и родительской заботе. Это приводит к таким трудностям, как задержка интеллектуального развития, недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы либо ее деформации, коммуникативные нарушения и трудности в социальной адаптации (Киселева Н.А., 2014). Все это предъявляет повышенные требования к личности родителей и ставит вопрос о социально-психологической готовности к воспитанию приемного ребенка.
Готовность представляет собой свойство личности, которое развивается по мере накопления жизненного опыта, в результате чего складывается положительное отношения к определенной деятельности, формируются мотивы и потребность в ней, понимание ее предмета и способов взаимодействия с ним. Эмоциональные, волевые и интеллектуальные характеристики поведения человека в этом случае являются ее непосредственным проявлением.
При воспитании приемного ребенка большое значение имеет конструктивная мотивация, основанная на желании помочь ребенку. Также важно позитивное отношение к детям, умение понять ребенка и поставить себя на его место при принятии ответственных решений. Для замещающих родителей важен реалистичный взгляд на возможные трудности в воспитании приемного ребенка, стремление понять причины успехов и неудач, готовность к сотрудничеству со специалистами. Большое значение имеет высокий уровень педагогической культуры, знания об особенностях приемных детей. Также важным компонентом, определяющим успешную адаптацию ребенка в новой семье, является гибкость и сплоченность семейной системы и особенности межличностных отношений внутри нее (Ослон В.Н., 2001).
В данной статье представлены результаты исследования социально-психологической готовности родителей к приему ребенка в замещающую семью. Исследование проводилось в контексте занятий школы приемных родителей и имело своей целью изучение социально-психологической готовности родителей к приему ребенка в замещающую семью.
Общее количество испытуемых 41 человек, в том числе 29 женщин в возрасте от 25 до 76 лет и 12 мужчин в возрасте от 33 до 64 лет. Средний супружеский стаж в изучаемой выборке – 12 лет: минимальный 2 года, максимальный 45 лет. Исследование проводилось в течение февраля и марта 2017 года.
В качестве теоретической модели готовности была выбрана структура из трех основных компонентов:
1. Мотивационно-личностный: включает особенности мотивации к приему ребенка в замещающую семью, а также индивидуально – типологические особенности.
2. Когнитивный: отражает уровень знаний и познавательные аспекты готовности к приему ребенка.
3. Деятельностный: включает особенности семейной системы, гибкость и адаптивность, а также готовность к решению проблемных ситуаций.
По результатам занятий было выявлено снижение некоторых мотивов приема ребенка, таких как «отсутствие детей», «желание быть не хуже чем другие», «продолжатель традиций», «помощь в старости», а также желания «воздействовать на отношения с членами семьи». Основной чертой, объединяющей большинство этих мотивов, является то, что они по своему содержанию не связаны напрямую с воспитанием приемного ребенка. При встрече с новой информацией о реальных особенностях и трудностях воспитания данные мотивы становится менее значимыми. Среди индивидуально-типологических особенностей несколько увеличивается выраженность экстраверсии и лабильности, вероятно, как показателей, отвечающих за выраженность коммуникативных склонностей личности.
В результате занятий произошло достоверное увеличение таких показателей коммуникативного компонента готовности как внутрисемейная согласованность относительно принятия ребенка, знания об особенностях развития ребенка, понимание системы родительских обязанностей, а также готовность к взаимодействию со специалистами. Эти результаты объясняются тем, что в процессе занятий предусмотрен достаточно большой объем информации для родителей, что значительно повышает их компетентность в вопросах воспитания ребенка и дает им необходимые ресурсы в виде знаний.
В деятельностном компоненте готовности были зафиксированы более высокие результаты по решению проблемных ситуаций. Родители становятся более осведомленными относительно того, как закономерности развития ребенка проявляются в обычной жизни, каков смысл поведения ребенка и к каким педагогическим приемам и принципам они могут обращаться для наиболее правильного разрешения тех или иных сложных ситуаций. При этом значительных изменений семейной сплоченности и адаптации выявлено не было.
Это позволяет сделать вывод о том, что по мере развития социально-психологической готовности происходит формирование более глубоких представлений об особенностях психического развития ребенка, наряду с усвоением педагогических приемов и способов решения возможных проблемных ситуаций. При этом особенности семейных отношений, вероятно, являются более стабильными и устойчивыми характеристиками, и меняются в значительно меньшей степени.
Таким образом, полноценное развитие всех компонентов готовности является необходимым условием успешной адаптации ребенка в новой семье. Материалы исследования могут быть использованы в процессе психологического сопровождения замещающих семей, профилактики и коррекции трудностей, связанных с воспитанием приемных детей.

Литература:
1. Киселева Н.А. Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2014. №4 С.134-138.
2. Конева О.Б. Психологические особенности социально-эмоциональных нарушений личности детей-сирот // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2009. №30 (163) С.59-65.
3. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия - М.: Эксмо, 2006 -  982 с.
4. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 39-53.
5. Палиева Н.А., Савченко В.В., Соломатина Г.Н. Мотивация принятия приемного ребенка в замещающую семью // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. №1 С.132-137.
6. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Развитие личности в условиях психической депривации // Формирование личности в онтогенезе. М.: Эксмо, 2001. С. 78–79, 99–104.
7. Семья Г.В. Политика деинституционализации учреждений интернатного типа // Детский дом. – 2005. № 4(17). С.2-7.
8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб: Речь, 2009. 245 с.