Автор Тема: Сравнительный анализ психологических особенностей эмоционального интеллекта...  (Прочитано 377 раз)

Лапицкая Д.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Сравнительный анализ психологических особенностей эмоционального интеллекта у курсантов психологического факультета и психологов исправительных учреждений

Лапицкая Д. С.
Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (г. Рязань)
Научный руководитель: Калашникова М. М., старший преподаватель кафедры общей психологии,
кандидат психологических наук

В настоящее время исследование проблемы психологических особенностей эмоционального интеллекта является актуальной. Изучению эмоционального интеллекта посвящены работы отечественных и зарубежных психологов: Р. Бар–Он, Дж. Мейера, П. Саловей, Д. Голмена, Л.С. Выготского,
С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.В. Люсина, В.Д. Шадрикова и др. Ученые описали его основные компоненты и определили, что эмоциональный интеллект влияет на успех деятельности. Однако анализ литературных источников указывает на недостаточность проведения исследований по данной проблеме. (Люсин Д.В., 2004)
Под эмоциональным интеллектом принято понимать «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других, и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими». (Гарскова Г.Г., 2001)
Целью проведения нашего исследования было сравнение психологических особенностей эмоционального интеллекта у курсантов, обучающихся на психологическом факультете и психологов исправительных учреждений (далее – ИУ). Выборка исследования составила 60 испытуемых:
30 курсантов и 30 психологов. Для проведения исследования использовались следующие методики: «Боязнь неудач и мотивация успехов» А.А. Реана, «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана, «Эмоциональная эмпатия» А. Мехрабиана и Н. Эпштейна, «Эмоциональный интеллект» Н. Холла, направленные на выявление уровня эмоционального интеллекта и его отдельных компонентов.
Изучив и проанализировав полученные результаты по опроснику «Боязнь неудач и мотивация успехов» А.А. Реана можно сделать вывод, что у курсантов слабо выражена мотивация на успех (27,3) и отсутствует мотивация неудачи. Психологи ИУ более мотивированы (30,5), чем курсанты, они уверены в своих возможностях и стремятся достигнуть положительных результатов в своей профессиональной деятельности.
Полученные результаты по методике «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана позволили выявить высокие показатели у всех респондентов по общей шкале волевой саморегуляции, субшкалам настойчивость и самообладание, но показатели у психологов ИУ оказались чуть выше. Сравнительный анализ данных, между курсантами и психологами ИУ, выявил значимые различия (р ≤ 0,01) по субшкалам методики.
По полученным данным можно отметить, что по общей шкале волевой регуляции у психологов ИУ (36,8) в большей степени выражена сила воли, выдержка, решительность, гибкость в переключении с одного дела на другое, когда как показатели у курсантов (31,6) свидетельствуют о том, что они только развивают в себе такие качества, присущие психологам ИУ, проявляя инициативность, самостоятельность, уверенность в процессе обучения.
По субшкале настойчивости можно сделать вывод, что психологи ИУ (24,6) более спокойные, уверенные в себе, устойчивые намерениях и реалистичные в своих взглядах. Полученный результат у курсантов (21,85) говорит о том, что у них тоже присутствует уверенность в себе, стремление доводить дело до конца, они трудолюбивые, но их отвлекают альтернативы и соблазны.
Результаты по субшкале саморегуляции указывает на более развитый у психологов ИУ уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний (19,4), чем у курсантов (16,5). В свою очередь курсанты не меньше, чем психологи, эмоционально устойчивы и хорошо владеющие собой в различных жизненных ситуациях.
По методике «Исследование волевой регуляции» для психологов ИУ характерны такие качества как настойчивость и самообладание, которые связаны с самоконтролем, выдержкой, пониманием эмоционального поведения, что говорит об их способности лучше курсантов контролировать свои эмоции и сдерживать спонтанные реакции. Курсантам в свою очередь недостаточно необходимых знаний, умений, навыков и опыта в различных жизненных ситуациях.
Результаты методики «Эмоциональная эмпатия» А. Мехрабиана и
Н. Эпштейна показали, что уровень эмпатических тенденций у психологов ИУ выше (21,6), чем у курсантов (19,25). Показатели, полученные по данной методике, помогли выявить, что психологи ИУ в большей степени чутки в общении, способны к сопереживанию, что говорит об их социально–профессиональной компетенции. Низкие показатели эмпатии у курсантов свидетельствуют о том, что они проходят период адаптации и вливаются в коллектив, стремятся заявить о себе с «сильной» стороны, занять определенное место в коллективе, при этом присутствуют мотивы отрицательного порядка (утомление, тоска по дому, отсутствие комфорта).
Проанализировав показатели, которые мы получили по методике «Эмоциональный интеллект» Н. Холла можем говорить о том, что уровень эмоционального интеллекта у курсантов (43,2) и психологов ИУ (57,5) находится на среднем уровне, но у психологов ИУ показатели по эмоциональному интеллекту выше на 14,3, чем у курсантов. Таким образом, анализ данных показал значимые различия (р ≤ 0,01) показателей по шкалам методики между курсантами и психологами ИУ.
Из проведенной методики Н. Холла следует, что эмоциональная осведомленность у курсантов (9,7) ниже, чем у психологов ИУ (12,6). Это связано с тем, что психологи ИУ лучше курсантов осведомлены и понимают свои эмоции. Также у психологов ИУ (9,4) лучше получается контролировать свои эмоции, чем у курсантов (7,3). Это объясняется тем, что у психологов ИУ в большей степени развиты такие качества как: эмоциональная отходчивость, эмоциональная гибкость, в отличие от курсантов, которые пока только развивают в себе выдержку, самостоятельность и коммуникативные качества.
Психологи ИУ в большей степени настроены на мотивацию успеха (13,3), а не на негативную мотивацию избегания неудачи, чем курсанты (10,9). Сравнивая показатели, полученные по данной методике и тесту – опроснику А.А. Реана «Боязнь неудач и мотивация успехов» мы можем сделать вывод, что результаты совпали. В то время как психологи ИУ эмоционально устойчивее к трудным ситуациям, у курсантов ещё слабо выражены выдержка и упорство.
Результат, полученный в тесте – опроснике А. Мехрабиана и
Н. Эпштейна, направленный на изучение эмпатических тенденций аналогичен показателям, полученным по методике Н. Холла. Чувство сопереживания более развито у психологов ИУ (9,7). Они в большей степени, чем курсанты (7,5) проявляют чуткость и отзывчивость в общении. Высокий уровень эмпатии у психологов ИУ говорит об их естественном профессиональном качестве, которое помогает сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, оказывать людям различного рода психологическую помощь в трудных ситуациях. Благодаря опыту, полученному в своей профессиональной деятельности, психологи ИУ могут эффективнее распознавать и воздействовать на эмоциональное состояние других людей (12,5), чем курсанты (7,8).
Таким образом, психологические особенности эмоционального интеллекта у психологов ИУ более развиты, чем у курсантов. Выявленный средний уровень эмоционального интеллекта говорит о том, что курсанты и психологи ИУ не всегда могут контролировать свои эмоции, сдерживать себя в общении, уметь вовремя успокоиться в сложной ситуации. Для того, чтобы повысить уровень эмоционального интеллекта им необходимо контролировать свои чувства и эмоции, тренировать волю, распознавать эмоциональное состояние других людей, а также развивать эмпатию. 

Список использованной литературы:
1. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Тез. научн–практ. конф. Ананьевские чтения. – СПб.: Изд–во СПб ун–та, 2001, с. 25.
2. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Ушакова, Д.В. Люсина. — М., 2004, с. 7.