Автор Тема: Психологические аспекты деятельности следователя, работающего с...  (Прочитано 1830 раз)

Минаева Е.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Психологические аспекты деятельности следователя, работающего с несовершеннолетними

Минаева Е.В.
Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
Научный руководитель Е.Г. Дозорцева

Следственная работа с участием несовершеннолетних имеет два основных аспекта: получение максимально полной и достоверной информации, имеющей значение для расследования уголовного дела, и соблюдение законных интересов ребенка, сохранение его психологического благополучия. Для решения обеих задач следователь должен обладать достаточными психологическими компетенциями. Сегодня появились новые юридические нормы, регламентирующие проведение допроса несовершеннолетних, предписывающие участие в допросе психолога. Вместе с тем психологические аспекты работы следователя с несовершеннолетними и взаимодействие с психологом при производстве следственных действий разработаны недостаточно.
Вопрос участия психолога в следственных действиях поднимался и ранее в отечественной юридической психологии. В.Л. Васильев (2009) предлагал его участие как специалиста, обладающего специальными познаниями в психологии, или в качестве консультанта, таким образом, предлагая использовать психологические знания для решения задач раскрытия и расследования преступлений. М.М. Коченов (1987) в своих методических пособиях предлагает следователям для полного и всестороннего расследования использовать психологические характеристики обвиняемого, а также рассматривает возможное участие психолога в качестве специалиста.
Сегодня психология расширяет свои границы и оказывает всё более существенное влияние на процесс предварительного следствия, позволяя более детально установить обстоятельства, совершенного противоправного деяния, минимизировать негативное воздействие на детей и подростков, выявить другие значимые обстоятельства, в том числе  способствовавшие совершению преступления. 
Для выяснения особенностей психологической составляющей в работе следователей с детьми было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие сотрудники различных регионов Следственного комитета Российской Федерации, деятельность которых непосредственно связана с расследованием уголовных дел о преступлениях, совершенных  несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних, независимо от наличия такой специализации в их подразделении.
В первой части исследования, проведенной методом анкетирования, приняли участие 100 человек, из них 81% мужчин и   19 % женщин в возрасте от 22 лет до 51 года (средний возраст  - 28,7 ± 5,5 года). По возрастному признаку 72% опрошенных следователей - молодые люди в возрасте до 30 лет, 89% - до 35 лет.
Во второй части исследования было проведено четыре интервью с сотрудниками Главного следственного управления г. Москвы Следственного комитета Российской Федерации. Респондентами стали два следователя-женщины, специализирующиеся на работе с несовершеннолетними, следователь-мужчина без такой специализации и руководитель структурного подразделения, осуществляющая непосредственное руководство и процессуальный контроль.
   На основе проведенного исследования получены результаты, позволяющие сделать вывод, что  деятельность следователя с детьми и подростками, требует обязательной специализации и дополнительной профессиональной подготовки в области возрастной психологии, а также разработки, актуализации и внедрения методик проведения опроса и допроса несовершеннолетних с учетом необходимости ограничения во времени допроса и обязательного участия психолога при производстве некоторых следственных действий. Показатель «необходимости специализации» возрастает в тех регионах, где распределяется нагрузка по делам в общем порядке.
Структура следственных действий, проводимых с несовершеннолетними, делится на два блока, в первый входят допросы (опросы) несовершеннолетних, во второй - опознание и очная ставка. Основная часть работы приходится на первый структурный блок, связанный с получением информации путем допроса (опроса). Среди опроса и допроса несовершеннолетних чаще всего следователи выделяют сложность работы с малолетними потерпевшими от сексуального насилия.
   Основной трудностью во всех возрастных группах для следователей является коммуникация с несовершеннолетними, причем установление контакта тем сложнее, чем младше ребенок. Структурно наибольшую сложность и особую специфику представляет собой работа следователя с дошкольниками, качественным своеобразием и структурной близостью отличается взаимодействие с детьми младшего школьного возраста (8-10 лет) и младшими подростками (12-14 лет). Общение со старшими подростками и юношами (15 – 17 лет) представляет собой самостоятельную структурно-содержательную категорию.
Работа с детьми и подростками следователями строится на основе личного опыта и самостоятельно приобретенных знаний в области  психологии детей и подростков. Большая часть следователей готова пройти дополнительную подготовку. 
Допрос несовершеннолетнего должен преследовать две цели: заботы об эмоциональном благополучии ребенка и получение  полной и достаточной информации по делу. Этим целям в полной мере должно соответствовать обязательное участие психолога в допросах малолетних. Компетенцию психологов, участвующих в следственных действиях, круг их задач и функций большинство следователей описывают относительно узко, но признают  достаточными и не требующими расширения. Функции психолога при проведении следственных действий воспринимаются ими как необходимые, однако возможность наделения психолога самостоятельным процессуальным статусом рассматривается  преимущественно как угроза собственному статусу.  При этом следователи склонны критически оценивать профессиональную компетентность работающих с ними психологов при относительно высокой оценке собственной психологической компетентности.
   Оптимизация следственных действий с участием несовершеннолетних требует совершенствования психологических аспектов работы следователей за счет введения специализации по такого рода делам, повышения квалификации следователей в соответствующих областях психологии, принятия мер по периодической  профилактике их профессионального выгорания.
Исходя полученных результатов, представляется необходимым:
- в рамках закона определить статус психолога в уголовном процессе, где конкретизировать цели и задачи участия психолога, его права и обязанности;
- рекомендовать в обязательном порядке привлекать психолога к опросу малолетних на стадии доследственной проверки в целях получения более точной и полной информации и минимизации повторного травмирования детей, подвергшихся сексуальному насилию, вести видеофиксацию;
  - разработать и актуализировать существующие методические рекомендации и методики проведения допроса несовершеннолетних, выделяя отдельной категорией малолетних потерпевших, подвергшихся сексуальному насилию;
- разработать методологические основы образовательной программы повышения квалификации следователей, специализирующихся на работе с детьми и подростками, психологов, осуществляющих сопровождение следственных действий.

Список используемой литературы
1.  Васильев, В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов 6-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 608 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов). – С. 378-407.
2. Васкэ, Е.В. К вопросу об участии специалиста-психолога в подготовке и проведении допроса несовершеннолетнего, потерпевшего от сексуального насилия [Электронный ресурс] // Психология и право. – 2012. - № 2. – URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n2/52072.shtml (дата обращения: 28.03.2017).
3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений – Москва: Педагогика, 1983. – 2560 с.
4. Дозорцева, Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков с делинквентным и криминальным поведением : авторефер.дис....докт. психол. наук /  Е.Г. Дозорцева. – СПб : Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2005. – 48 с.
5. Дозорцева, Е.Г. Комплексная методика допроса несовершеннолетних (малолетних) потерпевших от преступлений сексуального характера / Дозорцева Е.Г., Жбанкова О.В., Гаврилова Т.В. – Москва, 2013. - 132 с. (рукопись)
6. Кадничанская, Э.Ф. Особенности тактики допроса несовершеннолетних // Вестник факультета юриспруденции и ювенальной юстиции. Щелково: Издательство Мархотин П.Ю. 2010. вып. 4. С. 197-201
7. Коченов, М. М., Осипова, Н. Р. Психология допроса малолетних свидетелей / Методическое пособие. – Москва, 1984.- 35с.
8. Сафуанов, Ф.С., Васкэ, Е.В. Методологические принципы психологического взаимодействия работников следственных органов с несовершеннолетними при допросе : Юридическая психология. – 2011. – № 2. – С. 10-13.
9. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
10. Уголовно-процессуальный кодекс РФ  от 18.12.2001 N 174-ФЗ.
11. Федеральный закон от 28.12.2013 N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве".