Автор Тема: Особенности совладающего поведения в зависимости от способностей младшего...  (Прочитано 336 раз)

Медведева М.И.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Особенности совладающего поведения в зависимости от способностей младшего школьника

Медведева М. И.
Московский Государственный Психолого – Педагогический Университет (город Москва)
Научный руководитель – О. В. Вуколова

Младший школьный возраст - это важный период в жизни человека. Это возраст интенсивного развития эмоциональной сферы, на основе которой развиваются все остальные функции, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность (Дубровина, И.В., 2012).
Именно в этот период жизни ребенок впервые сталкивается с новыми и пока не понятными для него ситуациями. Задача учителей, родителей, психологов познакомить детей с возможными способами выхода из стрессовых ситуаций, т.е. вооружить их методами целенаправленного воздействия, которые создадут фундамент стойкости и адаптивности в конкретной жизненной ситуации, через стратегии действия. На протяжении младшего школьного возраста, способы совладающего поведения становятся более устойчивыми, а поведение более целенаправленным. Следовательно, возрастает уровень осмысленности и конструктивности совладающего поведения (Кожевникова, Е. Ю., 2001).
В младшем школьном возрасте ребенок помимо учебы много времени посвящает творческой деятельности: занятиям музыкой, рисование, спорту и т.п. Родители стремятся развить в ребенке его способности во время посещения ими кружков, секций и дополнительных занятий. В связи с этим представляется возможным в будущем создать такую тренинговую программу, которая позволит нам обучать детей стратегиям совладающего поведения основанных на их способностях.
Целью нашего нынешнего экспериментального исследования было выявить взаимосвязь стратегий совладающего поведения со способностями детей младшего школьного возраста.
В исследовании принимали участие 26 учащихся 2 «А» класса ГБОУ № 51 г. Москвы. Из них 13 девочек и 13 мальчиков. Возраст испытуемых от 8 до 10 лет.
В ходе исследования были использованы следующие методики: методика «Моя школа» (контент - анализ по рассказам детей), «Анкета способностей вашего ребёнка» разработчики де Хаан и Коф (экспертная оценка); методика "Определение способов преодоления детьми эмоционального дискомфорта.
Опираясь на классификацию специальных способностей В. Д. Шадрикова, по результатам методики «Анкеты способностей вашего ребенка» все учащиеся класса были разделены на 2 группы:
1. Учащиеся, у которых преобладают учебные способности
2. Учащиеся, у которых преобладают творческие способности
Таким образом, творческие способности продемонстрировали 12 человек (46%) и учебные способности - 14 человек (54%)
В дальнейшем проводился сравнительный анализ двух групп детей, у которых преобладают творческие способности и учебные способности.
1. Полученные результаты по методике "Определение способов преодоления детьми эмоционального дискомфорта" свидетельствуют о том, что дети с преобладающими творческими способностями чаще просят помощи у взрослых. Ребенок сам еще не способен обдумывать различные ситуации, поэтому пытается отреагировать напряжение без всяких слов, через прямой телесный контакт (Лебединский, В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., 1990). Либо используется общение с другими людьми: "говорю с кем-нибудь", "прошу помощи у других" (Фоминова, А.Н., 2003).
2. Дети с преобладающими учебными способностями, как в школе, так и вне школы чаще всего используют стратегию, связанную с двигательной активностью (Лебединский, В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., 1990). Дети пытаются сменить сложную ситуацию на привычное действие: прогулка, бег, прослушивание музыки (Фоминова, А.Н., 2003).
На основе бесед с детьми (Методика "Моя школа"), был проведен контент и получены следующие результаты:
• Дети, с наиболее высоким уровенем развития творческих способностей, чаще используют стратегию, связанную с созданием аффективных образов, т.е. ребенок включается в деятельность, одобряемую взрослыми в младшем школьном возрасте (Лебединский, В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., 1990). Это может быть взаимодействие ребенка с различными продуктами творчества (рисование, пение, танцы) (Нартова-Бочавер, С. К., 2007; Фоминова, А.Н., 2003).
• Показатели детей, которым присуще учебные способности указывают на то, что они используют стратегию пассивной разрядки и самовнушения. Для нынешних детей самый элементарный способ отвлечься от различных проблем это просмотр телевизора (Лебединский, В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., 1990). Персонажи фильмов являются моделями, на которых дети стараются быть похожими или не похожими. В процессе просмотра телевизора ребенок может научиться сопереживанию, пережив при этом свои собственные трудные ситуации (Нартова-Бочавер, С. К., 2007).
Результаты по данной методике резко отличаются от методики "Определение способов преодоления детьми эмоционального дискомфорта". Это может быть вызвано тем, что:
1.При делении выборки на две подгруппы использовалось мнение всего одного эксперта (классного руководителя), что, конечно, не достаточно для получения достоверного результата
2. Малое количество детей, участвующих в исследовании.
Таким образом, гипотеза о выборе стратегий совладающего поведения в зависимости от способностей детей в данном исследовании не подтвердилась, но вопрос о зависимости остается открытым.
В дальнейшем исследовании мы предполагаем, увеличить выборку и увеличить количество экспертов для получения более объективной информации.

Литература:
1. Дубровина, И.В. и др. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2012
2. Кожевникова, Е. Ю. О ресурсах совладающего поведения/ Е. Ю. Кожевникова //Человек. Сообщество. Управление: науч.- инф. журн. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2001.- №2.- С.107-117
3. Лебединский, В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. - М.: Изд-во МГУ, 1990.- 197с.
4. Нартова-Бочавер, С. К. “Coping behavior” в системе понятий психологии личности // Психол. журн.2007- Т. 18, № 5. С.20-30
5. Фоминова, А.Н. Проблема саморегуляции эмоционального состояния ребенка в учебном процессе. //ФоМинова А.Н. Диагностическая программа по изучению эмоционального состояния и особенностей индивидуальной саморегуляции учащихся младших классов. - М., 2003.