Автор Тема: Образ материнства в группах девушек, имеющих детей и не имеющих детей  (Прочитано 1017 раз)

Никитина А.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Образ материнства в группах девушек, имеющих детей и не имеющих детей

Никитина А.С., студентка факультета юридической психологии
Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва.
Научный руководитель - доктор психологических наук,
профессор Бовина И.Б.

Материнство является значимой сферой как для матери и ребенка, так и для общества. Одна из актуальных проблем - девиантное поведение матери. Как российские, так и зарубежные психологи предлагают ряд исследований этого феномена в ключе различных подходов (Г. Г . Филиппова, В. И. Брутман, А. Я. Варга, С. Н. Ениколопов, М. Ю. Колпакова, М. С. Радионова, И. Ю. Хамитова, С. Ю. Мещерякова, О. А. Копыл , Л. Л. Баз, И.В. Пузь, Г.Ричардс, М. Папворт, С. Корбет, Дж. Гуд). При определении факторов девиантного поведения, ученые выделяют онтогенетическое развитие матери (Филиппова, Г. Г., 2002). В процессе социальной коммуникации и опыта  у женщины формируется образ, который определяет отношение к ребенку и обращение с ним.
Формирование образа подробно раскрывает теория социальных представлений (Московиси С., 1961). На основе данной теории, возможно проанализировать материнство как объект социального мышления. Неоспоримо, что появление ребенка нарушает привычную жизнь матери, и для женщины является волнующим происходящее, начиная с момента беременности. Образ материнства формируется еще до появления своих детей, и помогает девушке адаптироваться к реальности – готовиться к рождению ребенка либо избегать материнской роли. Согласно теории, опыт взаимодействия с объектом (опыт материнства) - определяющий момент в изменении представления. В нашем исследовании, мы проследим трансформацию в структурах представлений девушек без опыта материнства и с опытом.
В науке определение не нормативного поведения вызывает множество дискуссий. В особенности, девиантное поведения матери, которое еще не является достаточно устойчивым. В течении исторических событий норма меняется. Только обратившись к опыту социума, посредствам изучения представлений, возможно сформулировать наиболее полное определение отклоняющегося поведения матери на настоящий момент времени.
В результате исследования, мы предполагаем увидеть различия в образах материнства у девушек, не имеющих детей, и девушек, имеющих детей (матерей). Различия будут выражаться в преобладании функционального компонента группы девушек – матерей, а у девушек, не имеющих детей, в преобладании аффективного компонента. Сравнивая научное определение девиантного поведения матери с представлениями о не нормативном поведении матери исследуемых групп девушек, предположим их сходство.
В ходе теоретического исследования проблем материнства и девиантного поведения, выделяются следующие проявления девиантного материнства (Пузь И.В., 2013) -  отказ матери от ребенка; жестокое обращение с ребенком; аборт; беременность и роды в раннем репродуктивном возрасте; сознательная отсрочка беременности и родов до позднего репродуктивного возраста. Названные варианты поведения будем считать составляющими определения девиантного материнства. Они же подлежат сравнению с представлениями групп девушек.
Для исследования был выбран метод опроса. В анкете представлены методика свободных ассоциаций (Galand C., Salès-Wuillemin E) и методика «незаконченные предложения».  Обработка и анализ данных осуществлялись с использованием анализа (по П. Вержесу), частотного и контент-анализа.
Выборку составили девушки, имеющие детей и не имеющие детей. Всего 44 человека в возрасте от 20 до 35 лет. Контрольную выборку составили 22 девушки (ср. знач. – 26 лет, ст. отклон. – 2,9). Экспериментальную группу составили девушки, имеющие одного или двоих детей (ср. знач. – 29 лет, ст. отклон. – 3,64). Исследование проводилось онлайн.
В результате обработки полученных данных методики свободных ассоциаций, сформированы две структуры представления о материнстве в каждой из групп. Ответы респондентов методики «незаконченные предложения» приведены в процентное соотношение по следующим категориям: А. Содержание понятия "материнство"; Б.Содержание понимания ДП матери; В. Идеальный возраст для материнства.
Структура представления о материнстве отражена в составляющих: зоне ядра и зоне периферии. Согласно Ж.-К. Абрику, элементы ядра задают организацию всего представления. Элементы периферической системы не столь устоявшиеся как ядро. Они представляют собой связь между ситуациями реальной жизни человека и коллективным опытом его группы.  В зоне ядра представления о материнстве группы матерей, мы наблюдаем элементы – любовь и заботу. У девушек, не имеющих детей, явление материнства связано с ассоциациями - ответственность и забота. Ядро образа дополняется элементами на периферии. Здесь мы видим сходные элементы в обеих группах – «добро», «счастье», «дети». В структуре представления матерей появляется «ответственность», которая находится в корне представления девушек –не матерей. Аналогично, мы видим «любовь» в зоне периферии представления девушек, не имеющих детей. С точки зрения трансформации образа через опыт материнства, наблюдается наполнение эмоциональных элементов. Это и ощущения – «нежность», «привязанность», и переживания, тревожность. Изменяется само ядро. Чувство любви переходит в ядро, а ответственность смещается к периферии.
Дополняя анализ структур представлений, обратимся  к результатам методики «незаконченные предложения». Количество аффективных компонентов составляют большинство вариантов ответов в обеих группах. Девушки, имеющие детей, представили больше эмоционально окрашенных ответов по сравнению с девушками, не имеющими детей.
В содержании понятия ДМ с научной точки зрения это такое поведение матери, как отказ от ребенка; жестокое обращение с ребенком; аборт; беременность и роды в раннем репродуктивном возрасте; сознательная отсрочка беременности и родов до позднего репродуктивного возраста. По результатам нашего исследования, девушки выразили все виды ДП матери, кроме аборта. Обе группы девушек указали жестокое обращение (в большинстве ответов психологическое). Отказ от ребенка – только группа матерей. Ни один из респондентов не отметили в качестве идеального возраста – до 18 лет, что соответствует раннему репродуктивному возрасту в научном определении, а значит, не является нормой. Меньшинство девушек выразили идеальный возраст для материнства – «от 30 и старше». Если сравнивать между группами, то девушки, не имеющие детей, предложили в большем количестве данный вариант ответа. Ответы, вошедшие в категорию «любой возраст», также предложили обе группы (группа матерей в большей степени).
Таким образом, группа девушек, имеющих детей, представили большее количество аффективных компонентов с понятием материнство, по сравнению с группой девушек, не имеющих детей. Предположение по преобладанию функционального компонента в представлении о материнстве девушек, имеющих детей не подтверждается. Функциональные компоненты в представлениях о материнстве присутствуют в обеих группах и уступают по количеству аффективным. По сравнению с научным определением ДМ, в представлениях о материнстве девушек, включены все составляющие проявления отклоняющегося поведения, кроме аборта.

Список литературы:
1. Пузь, И.В. Проблемы современного материнства: психологический аспект [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. – 2013. – № 2. – URL : http://psyjournals.ru/psyclin/2013/n2/62051.shtml (дата обращения: 04.05.2016).
2. Филиппова, Г. Г. Психология материнства : Учебное пособие. — Москва : Издательство Института Психотерапии. – 2002. — С. 240.