Автор Тема: Гендерные особенности переживания одиночества и безнадежности в подростковом...  (Прочитано 2559 раз)

Самойлова А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Гендерные особенности переживания одиночества и безнадежности в подростковом возрасте

Самойлова А.А.
БГПУ им. М.Акмуллы (г.Уфа)
научный руководитель - Шиляева И.Ф.,
кандидат философских наук, доцент.

В статье анализируется проблема одиночества и безнадежности в подростковом возрасте в контексте выявленных гендерных особенностей.
Ключевые слова: гендер, пубертат, одиночество, безнадежность.
Актуальность данной проблемы связана с тем, что переживание одиночества и безнадежности у подростков, в особенности у девушек, может вылиться в различные негативные психические состояния, которые могут отразиться на личности уже в следующие возрастные этапы. Трудно протекающий пубертат и такие явления, как дисморфия (неудовлетворенность своим внешним видом в связи с очень интенсивным развитием в период подросткового возраста), непропорциональный рост конечностей провоцирует эмоциональные перепады у подростков. Помимо этого, наблюдаются гормональные перепады и взрывы у подростка (Туревская Е.И., 2002). Субъективное переживание одиночества как необходимый признак становления самосознания важно рассматривать, учитывая пол подростка. В гендерной психологии выраженность потребности в уединении, познании своего уникального внутреннего мира мальчиками и девочками трактуется так же неоднозначно, как и в общей психологии (ГончароваТ.Н, Долобаева А.Е.,2012). По результатам исследования В.В.Николаевой и З.К.Онайбаевой одиночество является фактором формирования суицидального поведения подростков (Николаева В.В., Онайбаева З.К.,2013).
Понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, неспособными к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими интимных межличностных отношений типа дружбы или любви. Одинокая личность – это депрессивная или подавленная личность, испытывающая дефицит умений и навыков общения (Немов Р.С., 2003).
Безнадежность выражается потерей перспективы, неверием в будущее, переживанием бесполезности усилий, ожиданием худшего. Все это и определило необходимость нашего исследования, целью которого является выявление гендерных особенностей переживания безнадежности и одиночества в подростковом возрасте.
В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто предположение о том, что девочки-подростки более подвержены чувствам одиночества и безнадежности, нежели мальчики.
Для проверки гипотезы исследования были использованы такие методики, как «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д.Рассела, разработанная в 1978 году и методика «Шкала безнадежности» А.Бека (Алимова М.А., 2014). Для выявления существенности различий был использован U- критерий Манна-Уитни (Нестерова И.Н.,2010).
Эмпирическую базу исследования составили 94 испытуемых, возраст которых составляет 15-16 лет, из них 47 девочек и 47 мальчиков.
По результатам методики Д. Рассела на выявление уровня субъективного ощущения одиночества было выявлено, что уровень одиночества у девочек находится на более высоком уровне, чем у мальчиков: у девочек низкий уровень составляет 62%, средний - 32%, высокий - 6%. У мальчиков низкий уровень субъективного ощущения одиночества составляет 94%, средний - 4% и высокий составляет 2%.
Средний уровень характеризуется автором методики как адекватный, так как раскрывает особенности переживания субъективного ощущения одиночества как естественное нормальное состояние. Такие юноши и девочки могут лишь временами испытывать чувство одиночество из-за недостатка внимания со стороны ближнего социального окружения.
По результатам методики «Шкала безнадежности» А.Бека было выявлено, что девочек с тяжелой степенью безнадежности очень мало (2 %), у мальчиков и вовсе отсутствует данный показатель. Не выявлено безнадежности у 72% девочек и у 86% мальчиков. Легкий уровень безнадежности определен у 16% девочек и 12% мальчиков. Средний уровень безнадежности выявлен у 10% девочек и у 2% мальчиков.
Для проверки гипотезы о наличии гендерных различий в переживании одиночества и безнадежности нами был использован U- критерий Манна-Уитни. Полученный результат показал, что, действительно, в переживании одиночества наблюдаются значимые различия: девочки в большей степени склонны к переживанию одиночества (U-критическое значение критерия = 886, U-эмпир. = 774). Девочки более эмоциональны, экспрессивны и поэтому нуждаются в потребности к установлению более доверительных и тесных взаимоотношений, чем мальчики.
Статистический анализ результатов по шкале безнадежности показал незначимость различий (U- критическое значение критерия критерия= 886, Uэмпир. = 889). Т.е. в данном случае значимых гендерных различий в проявлении безнадежности не обнаружено.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась частично: гендерные различия обнаружены только по показателю одиночества. Проведенное нами эмпирическое исследование позволило выявить гендерные особенности субъективного одиночества. Полученные данные в ходе эмпирического исследования могут быть использованы педагогами-психологами образовательных учреждений для организации психологического сопровождения подростков, а также при изучении психологических особенностей гендерных отличий.

Список литературы
1. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция [Электронный ресурс]-2014.Режим доступа:http://docplayer.ru/429003-Suicidalnoe-povedenie-podrostkov.html
2. ГончароваТ.Н, Долобаева А.Е. Исследование гендерных особенностей субъективного одиночества у старших подростков [Электронный ресурс] //Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика». – 2012. - № 6. Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/06/800
3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. - C.613.
4. Нестерова И.Н. Математические методы обработки данных в психологии. – Уфа.: Изд-во БГПУ, 2010. – С.131.
5. Николаева В.В., Онайбаева З.К. Причины подростковых самоубийств [Электронный ресурс]// Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - №1. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-podrostkovyh-samoubiystv
6. Туревская Е.И. Возрастная психология. - Тула: Издательский центр «Академия», 2002. – 39 с.