Автор Тема: Черты асоциальной личности у несовершеннолетних правонарушителей  (Прочитано 1140 раз)

Старикова В.О.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Черты асоциальной личности у несовершеннолетних правонарушителей

Старикова В.О., Ошевский Д.С.
Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет (Москва)

На данный момент в России, проблема преступного поведения среди несовершеннолетних, является одной из наиболее острых. По статистике, представленной на сайте МВД, за последние 5 лет уровень преступности среди несовершеннолетних остается на высоком уровне.
Отечественные и зарубежные исследования показывают, что одним из факторов риска противоправного поведения, является наличие у несовершеннолетних различных аномалий личности. Помимо различных психопатий и акцентуаций, ряд исследований выявляет заострение определенных черт характера, таких как асоциальная направленность личности, лживость, импульсивность, агрессивность, рискованность, безответственность, отсутствие чувства вины. При их совокупности можно говорить о дисгармоническом развитии личности, которое часто приводит к социальной дезадаптации.
Исследования индивидуально-психологических факторов риска противоправного поведения, также показывают взаимосвязь определенных личностных черт и девиантного поведения. И данные черты, как фактор риска отклоняющегося поведения, во многом совпадают с чертами, описанными отечественными и зарубежными исследователями в контексте проблемы аномалий личности.
В данном исследовании внимание уделяется чертам асоциальной личности, выделенным в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам» (далее DSM-V), разделе, посвященном антисоциальному расстройству личности. Стоит отметить, что данные черты, рассматриваются в социальном контексте, а не со стороны клинического подхода.
По DSM-V, антисоциальное расстройство личности, характеризуется следующими чертами: неспособность соответствовать социальным нормам; лицемерие; импульсивность; агрессивность; рискованность; безответственность; отсутствие сожалений.
Мы предположили, что у несовершеннолетних правонарушителей, данные черты, имеют более выраженный характер по сравнению с подростками с условно нормативным поведением.
В исследовании приняли участие 45 несовершеннолетних. Основную группу составили 28 несовершеннолетних, осужденных, отбывающие наказание в воспитательной колонии ФКУ Алексинская ВК УФСИН России по Тульской области. Средний возраст испытуемых 17,1±0,45. Группу сравнения составили 17 подростков, учащиеся Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Финансового колледжа №35. Средний возраст испытуемых 16,6±0,71.
На первом этапе сравнению подверглась группа несовершеннолетних правонарушителей и группа подростков с условно нормативным поведением. На данном этапе сравнивались средние показатели по результатам методик, при этом каждой из черт асоциальной личности соответствовали определённые методики или соответствующие шкалы из методик.
Так, неспособность соответствовать социальным нормам исследовалась с помощью Опросника «Склонность к отклоняющемуся поведению», Орел А.Н.
Для выявления склонности к лицемерию, Шкала «Макевиализм», Кристи Р., Гейс Ф. и шкала «Ложь» из Индивидуально-типологического опросника (детский вариант - «ИТДО»), Собчик Л.Н.
Склонность к импульсивности проверялась Опросником «Стиль саморегуляции поведения», Моросанова В.И., Опросником «СОП» (шкала - волевого контроля эмоциональных реакций) и «ИТДО» (шкала - лабильность).
Склонность к агрессии измерялись с помощью Опросника «СОП» (шкала - склонность к агрессии и насилию) и «ИТДО» (шкала - агрессивность).
Использование Теста «Готовность к риску», Шмелев А.Г. и Опросника «СОП» (шкала - склонность к аддиктивному поведению; шкала - склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению), позволили выявить склонность к рискованному поведению.
Для оценки безответственности, применялась Методика «Ответственность как системное качество личности», Прядеин В.П. и «УСК» (уровень субъективного контроля), Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд Л. М.
Отсутствие сожалений выявлялось Методикой «Измерение чувства вины и стыда», Тангней Дж. П. и при помощи «ИТДО» (шкала «Сензитивность»).
На втором этапе группы составили только правонарушители. Сравнивались группа несовершеннолетних осужденных с одной судимостью и группа осужденных с двумя и более судимостями.
На третьем этапе выборку также составили только осужденные. Сравнивалась группа, совершивших правонарушение в одиночку и группа, совершивших правонарушение в группе.
По результатам исследования, выявились значимые различия между группой несовершеннолетних правонарушителей и группой подростков с нормативным поведение, по таким чертам асоциальной личности, как неспособность соответствовать социальным нормам, импульсивность (частично), агрессивность, рискованность и отсутствие сожалений.
Осужденные подростки показали более высокие показатели склонности к отклоняющемуся поведению, при этом был выявлен повышенный уровень склонности к аддиктивному и самоповреждающему поведению, что говорит о готовности данной группы к проявлению различных форм аутоагрессивного поведения, таких как различные зависимости.
Такая черта как импульсивность и неспособность планировать заранее, заострена частично, присутствует высокий уровень эмоциональной нестабильности, недостаточный самоконтроль чувственных влечений и эмоциональных реакций, но при этом показатели регуляции деятельности не отличаются от показателей подростков с нормативным поведением, что может быть связано со спецификой места их пребывания, где внутренняя регуляция поведения заменяется внешней.
Несовершеннолетние осужденные показали высокий уровень внутреннего раздражения, гнева, агрессии и аутоагрессии, при этом уровень поведенческой агрессии находится на том же уровне, что и у группы с нормативным поведением. Мы предполагаем, что данный факт также может быть связан со специфическими условиями содержания, где нет возможности проявлять физическую агрессию.
Осужденные подростки показали наличие тенденций к рискованному поведению, чаще по отношению к себе, проявляющееся в склонности к зависимому и самоповреждающему поведению, и занижении ценности собственной жизни.
Также у данной группы были выявлены тенденции к меньшему эмоциональному дискомфорту при нарушении собственных интернализованных нравственных норм, а также тенденции к позитивной оценке свои действий по отношению к другим и своему поведению, что говорит о заостренности такой черты как отсутствие сожалений.
Результаты второго этапа исследования, где выборку составили только осужденные, показали, что подростки с одной судимостью более склонны к риску. Более ответственны, в делах, касающихся их собственного благополучия и склонны считать все свои достижения и успехи, личной заслугой. Несовершеннолетние правонарушители с двумя и более судимостями, имеют тенденцию к проявлениям социальной желательности.
По результатам третьего этапа несовершеннолетние правонарушители, совершившие преступления в одиночку в сравнении с теми, кто совершил деликт в группе, более склонны к нарушению социальных норм, к зависимому и аутоагрессивному поведению. Также, данный контингент склонен к агрессивному поведению и низкому самоконтролю эмоциональных и поведенческих реакций. Подростки, совершившие деликт в группе, обладают эмоциональной неустойчивостью, склонны ставить общественные интересы выше личных, а также склонны к нерешительности.
Полученные результаты говорят о наличии у осужденных подростков комплекса заострённых черт, присущих асоциальной личности. Каждая из них в отдельности уже является фактором риска противоправного поведения. Их совокупность и выраженность может являться причиной дезадаптации и служить фактором риска повторных правонарушений, что говорит о необходимости коррекционных мер, которые смогут уменьшить данный риск.
Комплексный подход в исследовании черт асоциальной личности у несовершеннолетних правонарушителей, помогает выявить четкие мишени коррекции для дальнейшей работы с данной группой.