Автор Тема: Эмоциональный фон и показатели эмоциональных нарушений...  (Прочитано 398 раз)

Чернов В.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Эмоциональный фон и показатели эмоциональных нарушений в межличностных отношениях дома у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей

Чернов В.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
Научный руководитель - Ремеева А.Ф.

Происходящие в обществе социальные и экономические изменения обуславливают перемены в различных институтах общества, и, в первую очередь, в институтах, связанных с воспитанием детей.
Сильные изменения происходят в институте семьи. На протяжении всего развития общества крепкая, дружная семья была основой и залогом уверенности, стабильности и благополучия. Но все чаще в семьях происходят кризисы,  ведущие к ее мощному искажению или разрушению (Олифирович Н.И., 2005)
Сейчас распад семьи стал одной из острейших проблем социума. По данным, которые приводит Федеральная служба государственной статистики, в нашей стране распадается от 50% до 60% браков ежегодно. И в дальнейшем процесс выполнения семьей ее функций искажается, или вовсе прерывается. Под наибольшей угрозой оказываются следующие функции семьи: воспитательная, обучающая, коммуникативная, эмоциональная, духовно-психотерапевтическая, статусная, первичного социального контроля, социализации, защитная.
Таким образом, под угрозой оказываются функции, обуславливающие  развитие и становление индивидуально-психологических особенностей детей, в том числе и младшего школьного возраста. (Анзорг Л.С., 2007)
Мы провели исследование эмоционального и психологического состояния детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей, которое дает актуальное представление о серьезности степени тяжести проблемы и необходимости проведения дальнейших исследований в этой области и применения их результатов на практике.
Целью нашего исследования стало выявление особенностей эмоционального фона и показателей эмоциональных нарушений в межличностных отношениях дома у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей, в сравнении со сверстниками из  полных семей.
В качестве гипотезы исследования мы предположили, что развод родителей приводит к ухудшению устойчивого эмоционального фона у детей младшего школьного возраста и влечет за собой рост эмоциональных нарушений в межличностных отношениях дома.
В пилотном исследовании приняли участие 207 школьников 2-4 классов, из которых нами были отобраны 80. Отбор производился по данным, полученным от классных руководителей. В экспериментальную группу вошли дети 2-4 классов, не имеющие сиблингов, пережившие развод родителей и проживающие с матерями. После развода прошло от 1-го до 3-х лет,  развод длился от полугода до полутора лет. Контрольную группу составили дети, проживающие в полных семьях и не имеющие сиблингов.
Также критериями «отсеивания» при отборе в обе группы было наличие близких родственников с аддикциями; наличие родственников с психиатрическими заболеваниями; подозрение или точная информация о жестоком обращении в семье; постоянные или регулярные конфликты между супругами или между родителями и ребенком;  смерть кого-либо из значимых людей в течение последнего года.
В результате мы отобрали  учеников  начальных классов, из которых 40 пережили развод родителей и проживают с мамой и 40 живут  в полных семьях.
В работе мы использовали следующие методики: проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций, “Домики” О.А.Ореховой, анкета - опросник для учителей.
Полученные нами результаты сравнения количественных показателей по различным позициям в разных группах детей показывают статистически значимые различия:
- У детей, переживших развод родителей, среднее значение показателя эмоционального фона (М=23,6) в 2 раза выше, чем у детей их полных семей. Коэффициент корреляции между групповой переменной и этим показателем равен 0,761.
- Сравнение показателей проявления отрицательных эмоций в отношениях с семьей у детей из неполных семей и детей из полных семей обнаружило значительные отличия наблюдаемых и ожидаемых частот. При этом значение Хи-квадрат, равное 24,2, оказалось достаточным для отклонения гипотезы о независимости рассматриваемых переменных.
Проведенный теоретический обзор и экспериментальное исследование позволили сделать следующие выводы.
1.   Дети, пережившие развод родителей, имеют значительно более низкие показатели устойчивого эмоционального фона, нежели их ровесники из полных семей. Это говорит о том, что устойчивому эмоциональному фону детей из неполных семей свойственны, в первую очередь, негативные эмоции.
2.   Развод родителей способствует многократному увеличению частоты проявления негативных эмоций у детей младшего школьного возраста в отношениях с членами семьи.
Результаты исследования позволили нам сформулировать рекомендации, для профилактики негативного влияния развода на эмоциональные особенности детей младшего школьного возраста.
В связи с тем, что в настоящее время школьные психологи не имеют юридического права работать с эмоциональными нарушениями детей, связанными с семейной ситуацией, зачастую единственным, и, по нашему мнению, самым эффективным способом оказания психологической помощи как ребенку, так и всей его семье является психологическое консультирование или психотерапия.
В большинстве случаев развод родителей воспринимается ребенком как потеря. Следовательно, в работе с ребенком важно показать, что уход одного из родителей не является потерей. В ходе работы важно обратить внимание на следующие этапы:
1. Проработка негативных эмоций, которые испытывает ребенок (обида, отчаяние, злость, вина, гнев, страх).
2. Поиск способов удовлетворения фрустрированных потребностей с учетом изменившейся ситуации и поиск внутренних и внешних ресурсов.
При оказании психологической помощи ребенку, пережившему развод родителей, поддержка со стороны психолога может оказаться очень важной, так как в такой семейной ситуации у ребенка часто может возникать чувство одиночества, ребенок может чувствовать себя бро¬шенным, неинтересным, скучным и т.п. (Кульчицкая Е.И., 2003).
Также для снижения возможной травматизации ребенка из-за развода родителей и снижения негативных последствий различного характера очень важно информировать родителей о необходимости поддержи¬вать у ребенка уверенность в том, что его по-прежнему любят и мама, и папа.  Несмотря на то, что папа/мама будет теперь жить отдельно, он/она все равно остается папой\мамой и не бросает ребенка, с повышенным вниманием относится к его эмоциональным проявлениям и переживаниям. Для этого  важно, чтобы родители, несмотря на свои разногласия, совместно выстраивали свои отношения с ребенком (Фидгор Г., 2007).
В результате, мы можем сделать вывод о том, что развод родителей оказывает негативное влияние на эмоциональные особенности детей, мешает строить им межличностные отношения в семье, что в дальнейшем может привести к осложнениям в личной жизни. В свою очередь, у детей, живущих в полных семьях, возникает меньше проблем в построении отношений и стабильнее идет развитие.
Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что развод приводит к ухудшению устойчивого эмоционального фона у детей младшего школьного возраста и влечет за собой рост эмоциональных нарушений в межличностных отношениях дома.

Литература
1. Анзорг, Л.С. Дети и семейный конфликт / Л.С. Анзорг – Москва: Просвещение, 2007.- 490 с.
2. Кульчицкая, Е.И. Воспитание чувств детей в семье / Е.И. Кульчицкая - Санкт-Петербург: Пресс, 2003. - 202 с.
3. Ребенок в карусели развода / С.К. Нартова-Бочавер, М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А. Мухортова – Москва: Аронс, 2001
4. Олифирович, Н.И. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкеевич-Кузёмкина, Т.Ф. Валента - Москва - Обнинск: Исследовательская группа «Социальные науки», 2005. - 355 с.
5. Фигдор, Г. Беды развода и пути их преодоления. В помощь родителям и консультантам по вопросам воспитания / Г. Фигдор - Москва: Наука, 2007. - 372 с.