Автор Тема: Психологические особенности ценностных ориентаций подростков...  (Прочитано 1254 раз)

Шарипова О.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением

Шарипова Ольга Вячеславовна
Федеральная казенная образовательная организация высшего образования
Академия права и управления ФСИН России (г. Рязань)
Руководитель: адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров
 Николаева Евгения Георгиевна

В современном обществе проблема изучения ценностных ориентаций человека является актуальным вопросом для активного рассмотрения, так как имеет важнейшее значение в формировании личности. В психологической и педагогической литературе все чаще ставится вопрос об изучении ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением.
Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений. Личность подростка становится носителем нравственных ценностей, существующих в культуре на определенном этапе развития общества (Д. Б. Эльконин, 1947). Это важный период развития личности подростка, в котором происходит формирование его ценностных ориентаций.
«Ценность - это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни» (А.Н.Леонтьев, 1953).
Б. В. Зейгарник и Б. С. Братусь считают, что ценности играют ведущую роль в формировании личности. Ценность закрепляет единство и самотождество личности, определяет главные характеристики личности, ее стержень, мораль нравственность (Б. С. Братусь, Б. В. Зейгарник 1980).
В качестве одной из основных составляющих личности выделяют мотивационно-потребностную сферу. Теория деятельности, разработанная
А.Н. Леонтьевым, включая в себя учение о мотивационно-потребностной сфере человека, выстраивает триаду "потребность-мотив-деятельность".
А.Н. Леонтьев доказывает, что источником побудительной силы мотива и соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные потребности. Термины "мотивация" и "потребность" достаточно давно используются учеными для объяснения причин поведения человека. Значение мотивационно - потребностной сферы изучали многие видные деятели (Е.П.Ильин, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу и др.). Рассматривая данный предмет изучения с разных методологических оснований, исследователи сходятся во мнении, что мотивация связана с активностью человека, что она детерминирует и регулирует его поведение.
Исходя из того, что внутренними причинами девиантного поведения является неудовлетворение просоциальных потребностей и наличие асоциальных личностных диспозиций, мы предположили, что жизненные и ценностные ориентации подростков с просоциальным и девиантным поведением должны иметь качественные различия в содержании и структуре иерархии. В нашем исследовании принимали участие 30 подростков
(17 девочек и 13 мальчиков) в возрасте 13 - 15 лет. Из них 15 подростков
с девиантным поведением, которые стоят на учёте в «детской комнате полиции» и 15 подростков с социально-приемлемым поведением. Объектом нашего исследования являлись жизненные и ценностные ориентации. Предметом - жизненные и ценностные ориентации подростков с девиантным поведением. Цель нашего исследования - изучение особенностей ориентаций подростков с девиантным поведением. Задачи, которые мы поставили перед собой следующие: на основе анализа литературы уточнить характеристики и сущность феномена ценностей, формирования в онтогенезе при нормативном и девиантном поведении, эмпирически исследовать жизненные и ценностные ориентации подростков с девиантным поведением, на основе количественного и качественного анализа выявить особенности ориентаций подростков с девиантным поведением.
Изучению особенностей ценностных и жизненных ориентаций подростков с девиантным способствовал анализ экспериментальных данных, полученных в результате применения методики М. Рокича «Ценностные ориентации» и О. И. Моткова «Жизненное предназначение».
С помощью методики М. Рокича «Ценностные ориентации» мы проанализировали ответы подростков, касающиеся терминальных ценностей, и выявили, что экспериментальная группа в качестве наиболее значимых ориентаций выделяет творчество - для подростков это область самоутверждения, самовыражения. Контрольная группа в числе первых ценностей выделяет свободу - для подростков свобода это независимость от родительской опеки, возможность делать всё так, как угодно им. Подросток с нормативным поведением, стремясь к свободе, получая её, избегает возможности быть независимым, так как существует внешний социальный контроль. Такие ценности как наличие хороших и верных друзей, развлечения экспериментальная группа выделяет в числе первых.
Инструментальные же ценности, свидетельствуют о приоритетности для индивида определённых типов поведения, ведущих к реализации соответствующих терминальных ценностей. Экспериментальная группа в числе доминирующих ценностей выделяет независимость, смелость в отстаивании своего мнения и взглядов. Контрольная группа ставит в числе первых ценностей эффективность в делах, честность. Возможно, это говорит о том, что подростки стремятся реализовать себе в какой - либо деятельности. Такие ценности как терпимость, самоконтроль группа ставит в числе доминирующих.
Рассмотрим результаты, полученные при проведении методики «жизненное предназначение» О.И.Моткова. В полярных парах «исполнитель/творец», «руководитель/подчиненный» преобладающей ролью в жизни, как для контрольной, так и экспериментальной группы является «руководитель». Возможно, такие показатели встречаются у девиантных и нормативных подростков в силу их подросткового максимализма.
В полярной паре «исполнитель/творец» экспериментальная группа полностью не принимает такую жизненную роль как исполнитель, что, скорее всего, говорит о нежелании подростка соглашаться с установленными нормами и порядком.
Контрольная группа полярной паре «исполнитель/творец» отдаёт приблизительно одинаковое предпочтение. Возможно, подростки стремятся, реализовать себя в какой - то деятельности, например, спортивной, учебной или некоторые из них хотят посветить себя творчеству.
Полярной паре «поддержка других/поддержка себя» контрольная и экспериментальная группы отдают практически равное значение. На наш взгляд, это связано с тем, что для подросткового возраста важным фактором является взаимоотношение со сверстниками.
Экспериментальная группа полярной паре «ситуативная/духовная ориентация» наибольшее предпочтение отдаёт «ситуативной ориентации». Это может быть связано с тем, что подросток ориентируется на решение ситуативных, суетных задач (на бытовые, учебные, рабочие и текущие вопросы). Однако контрольная группа наоборот отдаёт предпочтение не только ситуативной ориентации, но и духовной. Вероятно, что для нормативных подростков важно не только решать повседневные суетные задачи, но и размышлять над общечеловеческими и мировыми вопросами.
В подростковом возрасте достигается необходимый уровень интеллектуального развития, развивается самосознание и накапливается необходимый жизненный опыт. Подростковый возраст является периодом интенсивного формирования ценностей личности (Д.В.Сочивко, 2013). Важно, изучив ценностные ориентации подростков с девиантным поведением, научиться регулировать их мотивы действий, потребности в данный момент времени с помощью наблюдения, общения, что приведет к коррекции характера их деятельности, поступков и, как следствие, к социально одобряемому поведению в обществе и положительным ценностным ориентациям.

Литература:
1) Литвишков В. М., Митькина А. В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. – Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. – 320 с.
2) Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии: монография в 2-х томах: Т. 1-й. / под.науч.ред. Д.В.Сочивко. – Рязань: Академия ФСИН России. 2013. – 299 с.
3) Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология: Учеб. 2-е изд., перераб. И доп. – Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. – 758 с.: ил.