Автор Тема: Особенности социально – психологической адаптации первоклассников к школьному...  (Прочитано 1210 раз)

Шитова А.Э.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности социально – психологической адаптации первоклассников к школьному обучению

Шитова А. Э.
Московский государственный психолого – педагогический университет (г. Москва)
Научный руководитель: Куприянова Е. А.

Проанализировав рейтинги школ, в которых предполагалось проведение исследования социально – психологической адаптации первоклассников к школьному обучению, мы выяснили, что:
• по данным Департамента образования г. Москвы государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа «Интеллектуал»» занимает 12 место среди государственных бюджетных общеобразовательных учреждений;
• Общеобразовательное частное учреждение «Пироговская школа» занимает в рейтинге частных школ г. Москвы 26 место;
• Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Ф. Я. Фалалеева п. Монино Щёлковского Муниципального района Московской области по данным сайта школьный портал московской области занимает 1420 место среди общеобразовательных школ Московской области.
Актуальность данного исследования заключается в выявлении особенностей социально – психологической адаптации первоклассников к школьному обучению в зависимости от рейтинга общеобразовательного учреждения, его территориального расположения, а также вида образовательной среды (Рубцов В.В., 2010); мониторинге школьной дезадапатции и девиантого поведения, как следствия срыва социально – психологической адаптации к школьному обучению; уточнении данных и особенностей социально – психологической адаптации первоклассников к школьному обучению в настоящее время.
Мы поставили перед собой цель выявления особенностей социально – психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.
Для достижения цели нам необходимо составить и провести батарею методик для диагностики социально – психологической адаптации первоклассников к школьному обучению; выявить и проанализировать особенности социально – психологической адаптации к школьному обучению первоклассников общеобразовательных школ г. Москвы и Московской области на материале эмпирического исследования.
Объектом в исследовании является социально – психологическая адаптация первоклассников к школьному обучению, предметом – особенности социально – психологической адаптации к школьному обучению учащихся 1 классов общеобразовательных школ г. Москвы и Московской области.
Мы предполагаем, во – первых, что существуют качественные различия в процессе социально – психологической адаптации первоклассников к школьному обучению в зависимости от особенностей образовательной среды в школах г. Москвы и Московской области, во – вторых, для первоклассников образовательных школ г. Москвы характерна адекватная самооценка, высокий уровень учебной мотивации, положительное отношение к школьному обучению, учителю и одноклассникам, а также высокий уровень групповой сплоченности, в отличие от первоклассников из школы в Московской области, в – третьих, девочки более успешно адаптируются к условиям школьного обучения, чем мальчики.
В исследовании использовались такие методы эмпирического исследования, как опрос, методы проективной диагностики, анализ продуктов деятельности, интерпретационный метод, тестовые процедуры, констатирующий лонгитюдный квазиэксперимент, а также методы статистического анализа: критерий знаковых ранговых сумм Уилкоксона, критерий Манна – Уитни, вычисление среднего арифметического значения, вычисление процентного соотношения показателей.
Первый диагностический этап проходил в сентябре 2016 года, второй – в апреле 2017 года. На каждом этапе и на всех базах исследования использовался одинаковый комплект методик, который проводился в первой половине дня, в течении одного урока с паузами для физкульт – минутки.
В исследовании особенностей социально – психологической адаптации первоклассников к школьному обучению общеобразовательных школ г. Москвы и Московской области приняли участие 106 первоклассников:
• 53 первоклассника из МАОУ СОШ №1 им.  Ф. Я. Фалалеева г. п. Монино, Щелковского муниципального района, Московской области, из которых 27 девочек и 26 мальчиков;
• 21 первоклассник из общеобразовательного частного учреждения «Пироговская школа» г. Москвы, из которых 12 девочек и 9 мальчиков;
• 32 первоклассника из государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы «Школа-интернат «Интеллектуал»», из которых 15 девочек и 17 мальчиков.
Таким образом, в данном исследовании выборку составили 2 группы первоклассников: первая – первоклассники из школ г. Москвы (53 первоклассника), вторая –первоклассники из школы в Московской области (53 первоклассника), средний возраст выборки составляет 7 лет 2 месяца.
В данной исследовательской работе мы руководствуемся социальной – психологическим компонентом адаптации к школьному обучению. В психологическую составляющую входят самооценка, мотивация, эмоциональное отношение к школе, соответствие уровня интеллектуального развития возрастным нормам, которые диагностируем с помощью следующих методик: «Лесенка» самооценки, автор В. Г. Щур; «Определение мотивов учения», автор М. Р. Гинзбург; Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики», автор О. А. Орехова; Рисунок человека, модификация А. Л. Венгера.
В социальную составляющую включены произвольность и умение самостоятельно руководствоваться инструкциями взрослого, групповая сплоченность и статус в группе сверстников, которые диагностируем с помощью «Графического диктанта», автор Д. Б. Эльконин.; Социометрии «Капитан корабля», авторы В. М. Холмогорова, Е. О. Смирнова. А также второстепенно во всех методиках диагностируем умение слушать инструкцию и подчинять свое действие правилу, внимание, произвольность.
Взяв за основу классификацию образовательной среды В. В. Рубцова (2010), в результате лонгитюдного констатирующего квазиэксперимента выявлено, что у первоклассников школ г. Москвы, где образовательная среда ориентирована на детей, по сравнению со школой Московской области, где образовательная среда не ориентирована на детей, процесс социально – психологической адаптации к школьному обучению протекает наиболее интенсивно и охватывает такие сферы, как самооценку, мотивацию, произвольность и саморегуляцию, социометрический статус, а также к концу периода адаптации повышается количество первоклассников, чье интеллектуальное развитие соответствует возрастным нормам, что подтверждает основную гипотезу исследования.
В конце периода социально – психологической адаптации к школьному обучению у первоклассников из школ г. Москвы с образовательной средой, ориентированной на детей, наблюдается адекватная самооценка, выше уровень мотивации к школьному обучению, лучше развита произвольность, умение внимательно слушать инструкции и руководствоваться ими в самостоятельной деятельности, выше уровень групповой сплоченности, интеллектуальное развитие в большей степени соответствует возрастным нормам по сравнению с первоклассниками школы в Московской области, где образовательная среда не ориентирована на детей. Также у первоклассников из школ г. Москвы эмоциональное отношение переходит от отрицательного полюса к положительному по отношению к школе в целом, учителю и одноклассникам к концу периода адаптации, что полностью подтверждает вторую гипотезу исследования.
У девочек общеобразовательных школ г. Москвы и Московской области, независимо от вида образовательной среды, наблюдается высокая мотивация учения, более развитая произвольность и саморегуляция, групповая сплоченность и более высокий статус в группе сверстников, а также интеллектуальное развитие в большей степени соответствует возрастным нормам, чем у мальчиков, что подтверждает третью гипотезу исследования.

Литература:
1. Рубцов, В.В. Технология оценки образовательной среды школы : учебно-методическое пособие для школьных психологов / под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской. – Обнинск : ИГ–СОЦИН, 2010. – 256 с.