Автор Тема: Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков, отбывающих наказание...  (Прочитано 1465 раз)

Никишина М.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков, отбывающих наказание в воспитательной колонии и несовершеннолетних с девиантным поведением
Автор – Никишина М.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)
Научный руководитель – Дебольский Михаил Георгиевич,
кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ

Несовершеннолетние правонарушители являются особо сложным субъектом воспитания и коррекции. Среди личностных причин совершения преступлений несовершеннолетними необходимо отметить искажение ценностной сферы (Михлин А.С., и Пирожков В.Ф, 1976, Ратинов А.Р., 1979, Ениколопов С.Н., 2015, Ошевский Д.С., 2012; и др.) В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который являются психологической базой ценностей и ценностных ориентаций подростков.
Ценности усваиваются в ходе социализации, становясь личностными, через идентификацию с теми или иными референтными социальными группами и сообществами. Таким образом, можно сказать, что у подростков с девиациями создается своя, отличная от нормальной, система ценностей, появление которой обусловлено соответствующей социальной средой. Анализ психологической и социально-педагогической литературы так же показывает, что неустойчивость ценностных ориентаций и ценностных установок подростков при неблагоприятных условиях приводит к правонарушениям. Это нашло отражение и в романе Л.Н. Толстого «Воскресение»: «Ведь очевидно, что мальчик этот не какой-то особенный злодей, а самый обыкновенный – это видят все – человек и что стал он тем, что есть, только потому, что находился в таких условиях, которые порождают таких людей» (Толстой Л.Н.).
Понимание психологических механизмов изменений социальных ценностей является значимой детерминантой для профилактики правонарушений и преступности осужденных, в том числе несовершеннолетних (Дебольский М.Г., 2014).
Для того чтобы понять каковы особенности социальных ценностей несовершеннолетних правонарушителей было проведено исследование, в котором участвовали 30 человек: 15 несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательной колонии, 13 несовершеннолетних правонарушителей, посещающих Досуговые центры и 2 условно осужденных несовершеннолетних, состоящих на учете в УИИ. Последние две группы были объединены в одну по принципу режимности, что влияет на социализацию личности. В ходе исследования применялись тестирование, анкетирование. Были использованы следующие методики: «Ценностные ориентации» М. Рокича, тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, анкета для несовершеннолетних правонарушителей.
По усредненным показателям, полученным с помощью теста «Смысложизненные ориентации» можно сделать вывод, что у несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательной колонии уровень смысложизненных ориентаций ниже, нежели у их сверстников, совершивших противоправное деяние, но находящихся на свободе. Последние имеют более сформированные жизненные цели, которые придают большую осмысленность, направленность и временную перспективу. Сам процесс жизни для них является более интересным, так как они имеют больше возможности для самореализации, от чего их жизнь является более результативной. У подростков, находящихся в воспитательной колонии, эти показатели отличаются меньшей интенсивностью. Вероятнее всего, это может быть связано с ограничениями в возможностях реализации собственного потенциала и саморазвития в целом в связи с особенностями режимности учреждения.
По результатам методики «Ценностные ориентации» М. Рокича можно сделать вывод, что подростки, находящиеся в воспитательной колонии, выше оценивают такую ценность, как свобода, в которую входят самостоятельность и независимость в суждениях и действиях. Одновременно с этим, они низко ценят наличие хороших и верных друзей. Это может объясняться возможной несправедливостью в распределении ответственности за возможное совместное деяние, а так же надеждой на себя и собственные силы. В подтверждение этому можно отметить, что они выше оценивают развитие и жизненную мудрость.
Обобщая полученные нами данные, можно сказать, что есть четко выраженные различия в терминальных ценностных ориентациях, иначе говоря, в ценностях-целях. Осужденные выше оценивают, так называемые, активные ценности, соответственно, более низкую оценку они дают пассивным ценностям. Это свидетельствует о том, что для достижения чего-либо они совершают волевой акт и хотят в итоге увидеть ощутимый результат своей деятельности. Правонарушители, находящиеся на свободе, высоко оценивают конкретные ценности, а малозначимыми для них являются индивидуальные ценности. Это соотносится с тем, что они высоко ценят наличие друзей (Дебольский М.Г., 2014; Михлин А.С., 1976).
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Ценностные ориентации действительно зависят от того, в какой социальной среде находится личность – среди других осужденных в воспитательной колонии или в обычной социальной среде.
2. Смысложизненные ориентации, а именно, система сознательно избираемых связей, которые отражают направленность личности, ее жизненные цели, удовлетворенность жизнью и самостоятельная возможность контролировать ее ход, так же зависят от социальной среды и вида наказания подростков.
3. Терминальные и инструментальные ценности осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы и девиантных подростков, также отличаются по ряду свойств.

Литературные источники:
1. Дебольский, М.Г. Проблемы риска рецидива при условно-досрочном освобождении осужденных /М.Г. Дебольский //Психология и право. 2014, №1. С. 35 – 49.
2. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев — Москва: "СМЫСЛ", 1992. – 17 с.
3. Михлин, А.С., Пирожков, В.Ф. Ценностные ориентации осужденных к лишению свободы. Учебное пособие / А.С. Михлин, В.Ф. Пирожков – Рязань: НИиРИО РВШ МВД СССР, 1976. – 53 с.
4. Овчинникова, К. А. Особенности ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей [Текст] / К. А. Овчинникова, М. В. Данилова // Молодой ученый. – 2014, №8. – С. 847-850
5. Толстой, Л.Н. Воскресение: Роман; Рассказы. – Классики и современники. Русская классическая литература. – Москва: Художественная литература, 1984. – С.122