Автор Тема: Особенности профессионального самоопределения студентов факультета ЮП  (Прочитано 257 раз)

Евсина Е.О.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности профессионального самоопределения студентов факультета Юридической психологии на разных этапах обучения
Евсина Е.О.
Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
Щеткина Е.И.
Изучением различных аспектов проблемы профессионального самоопределения занимались Климов Е. А., Пряжников Н. С., Зеер Э. Ф., Л.А. Головей, Е.М. Борисова и другие.
В нашей работе мы затрагиваем особенности, характеризующие профессиональное самоопределение на разных этапах обучения у  студентов факультета Юридической психологии. Согласно Пряжникову Н.С., профессиональное самоопределение – это процесс,  имеющий  различные  задачи  в  зависимости  от  этапа  профессионального  развития  и  принадлежности  человека  к  определенной  профессиональной  группе.  Им  подчеркивается  сущность  профессионального  самоопределения  как  нахождения  человеком  смыслов  в  выполняемом  труде. Н. С. Пряжников выделяет следующие структурные компоненты профессионального самоопределения:
1. Когнитивный компонент, который включает в себя саморефлексию и самосознание как важнейшие физиологические и личностные характеристики человека. Сюда Пряжников Н.С. относит определенный склад характера, склонности, способности, интересы. Именно эти факторы и определяют направленность личности и направленность профессиональных интересов.
2. Мотивационный компонент представляет собой совокупность мотивов и мотивационных факторов, который способствуют выбору профессии, побуждают его к тому, чтобы осуществить выбор в пользу той или иной профессии. 
3. Смысловой компонент представляет собой осознание человеком онтологического смысла избранной профессии, а также его соотнесение с системой взглядов и ценностей человека. 
Целью данного исследования было выявить и обобщить особенности профессионального самоопределения у студентов факультета юридической психологии на различных этапах обучения.
Период получения высшего профессионального образования — это важный этап в жизни человека, в течение которого в его жизнь вплетается профессиональная сфера и остается одной из важнейших сфер самореализации. Профессиональное развитие на этапе получения высшего профессионального образования выражается не только в усвоении профессиональных знаний и навыков, но и в развитии профессионально-важных качеств и интересов, построении дальнейших профессиональных планов, формировании профессиональной идентичности. (Головей Л.А., Манукян В. Р., Рыкман Л. В. 2015).
Современная ситуация в образовательной системе такова, что получение диплома о высшем образовании считается почти обязательным этапом в жизни каждого человека. Наличие диплома позволяет достигать более высоких карьерных ступеней. В связи с этим, большой процент школьников, оканчивающий одиннадцатый класс, принимают решение поступать в ВУЗ. Однако данное решение осуществляется скорее не из-за желания стать квалифицированным специалистом, а конкретно по принципу: «высшее образование должно быть» (Рыченков М.В., Рыченкова И.В., Киреев В.С, 2014).
 Данные, полученные в нашем исследовании свидетельствуют о том, что в течение всего обучения в ВУЗе мотивация получения диплома занимает значимую позицию в списке мотивирующих причин к обучению у студентов. Несмотря на лидирующие значения мотива получения диплома, существуют значимые различия в других мотивах. Так студенты 1 курса магистратуры являются наиболее замотивированы на приобретение знаний. У студентов 2 курса магистратуры также преобладает мотив получения знаний, однако в меньшей степени. Это связано с тем, что выбор направления магистратуры осуществляется человеком самостоятельно, исходя из его интересов, в отличие от выбора совершаемого после школы. Некоторые магистранты поступают на факультет психологии с наличием диплома другой профессиональной направленности, в связи с этим студенты магистратуры поглощены получением новой информации, заинтересованы в изучении нового материала.
Проанализировав данные, отражающие отношение студентов к приобретаемой профессии, мы выявили следующую динамику. С 1 по 5 курс уровень позитивного отношения к профессии резко снижается.  Зачастую на 4 и 5 курсе у студентов встречается негативное отношение к профессии. Оба курса являются завершающими. Такие результаты могут быть связаны с ситуацией выпуска из университета и предстоящим устройством на работу. К студентам приходит осознание, что деятельность в данной профессии не может сполна обеспечить удовлетворение их потребностей. Подтверждением этому могут свидетельствовать данных методики карьерных ориентаций. Так для 4 и 5 курса значимым в осуществлении профессиональной деятельности является возможность совмещения стилей жизни. Данная ориентация скрывает под собой желание жить сбалансированной жизнью, где работа не затрагивает личную жизнь и занимает лишь то время, которое отведено в рабочие часы. Однако профессия психолога зачастую занимает мысли человека на протяжении всех суток, такая работа требует продолжительного анализа, который выходит за временные рамки рабочего дня.
Еще одним подтверждением полученных данных является снижение значений в ориентации «служение» с 1 по 5 курс. Оценивая общие результаты, отметим, что данная ориентация имеет лидирующие значения на фоне других, это объясняется тем, что профессия психолога непосредственно связана с качествами, которыми обладают люди с преобладанием ориентации «служения». Такие люди обычно общительны, стремятся взаимодействовать с окружающими и своим делом приносить пользу обществу, для них очень важно видеть конкретные плоды своей работы, даже если они и не выражены в материальном эквиваленте. Однако с понижением позитивного отношения к профессии от курса к курсу, также падает и желание людей отдавать себя и свою работу обществу.
Результаты по методике профессиональной идентичности также свидетельствуют о возрастающем положительном настрое в отношении профессии на 1, 2 курсах магистратуры. Наибольшие значения по шкале позитивного отношения к приобретаемой профессии имеют студенты 2 курса магистратуры. Это объясняется тем, что выбор магистерской программы осуществляется в большинстве своем человеком осознанно, опираясь на свои нужды и интересы. И уже в данном случае ситуация выпуска вызывает в студентах положительные эмоции в связи с предвкушением того, как полученные знания могут преобразить их уже имеющуюся рабочую деятельность или как полученные навыки могут им помочь удовлетворить ряд своих потребностей посредством работы.
Комплексный анализ итогов исследования позволяет установить, что в течение обучения в Вузе у студентов факультета Юридической психологии выделяются определенные особенности на каждом курсе. Студенты, получающие первое образование, на протяжении обучения испытывают трудности в сопоставлении себя приобретаемой профессии. В противоположность этому студенты-магистры подходят серьезно к получению образования и получают от процесса положительные эмоции. К выпускному курсу студенты чувствуют себя более уверенно в своем профессиональном самоощущении.

Список литературы:
1. Головей, Л.А. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование) / Л.А. Головей, М.В. Данилова, Л.В. Рыкман, М.Д. Петраш, В.Р. Манукян, М.Ю. Леонтьева, Н.А. Александрова. — Санкт-Петербург : Нестор-История, 2015. — 336 с.
2. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности / Н.С. Пряжников – Москва : Издательский центр «Академия», 2008. – 386 с.
3. Рыченков М.В., Рыченкова И.В., Киреев В.С. Исследование факторов, оказывающих влияние на выбор ВУЗа абитуриентами, на различных этапах процесса поступления // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.