Автор Тема: Профилактика формирования виктимного поведения у курсантов...  (Прочитано 1969 раз)

Комлева Д.П.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Профилактика формирования виктимного поведения у курсантов образовательных организаций ФСИН России
Комлева Д.П.
Фурсова С.В.
Федеральная казенная образовательная организация высшего образования «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Рязань)
научный руководитель Гаврина Е.Е., начальник кафедры общей психологии, кандидат психологических наук, доцент

Согласно приказу ФСИН России от 28.12.2010 № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» одной из основных задач реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) является своевременное обеспечение учреждений и органов УИС квалифицированными кадрами. Во многом эта задача решается при профессиональной подготовке будущих сотрудников УИС в период их обучения в образовательных организациях ФСИН России.
Проводимый психологический отбор кандидатов на службу в УИС не позволяет учесть все факторы, как индивидуально-личностные будущих сотрудников, так и внешние (например, условия службы в УИС), способствующие формированию у них деструктивного поведения в период работы в учреждениях и органах УИС. Именно поэтому мы предлагаем уделять серьезное внимание профилактике формирования деструктивного поведения у курсантов образовательных организаций ФСИН России, в частности виктимного поведения.
Термин «виктимное поведение» возник в рамках криминальной виктимологии и в буквальном переводе означает «учение о жертве» (от лат. viktima – жертва и греч. logos – учение).
Виктимизация по Д. В. Ривману – это процесс превращения лица в жертву преступления (Ривман Д. В., 2000).
М. А. Одинцова, рассматривая поведение «жертвы», выделяет ролевую виктимность – предрасположенность индивида в силу неблагоприятных объективных и специфических субъективных факторов продуцировать тот или иной тип поведения жертвы, выражающийся в позиции либо статусе жертвы, а также в их динамическом воплощении: социальной или игровой роли жертвы (Одинцова М. А., 2010).
В основе этих ролей М. А. Одинцова выделяет рентные установки как особое состояние готовности к специфической реакции получения выгоды (материальной либо моральной) из своего неблагоприятного положения, возникающее на фоне необоснованной помощи и поддержки со стороны макро- и микро-окружения и оказывающее деформирующее влияние на личность и все ее поведение (Одинцова М. А., 2010).
М. А. Одинцова в своих работах обратила внимание на необходимость при рассмотрении понятия «виктимности» выделять рентные установки, которые ведут к получению выгоды из своего неблагоприятного положения. Сталкиваясь с трудностями несения службы в период обучения в  образовательных организациях ФСИН России, курсанты в однотипных ситуациях ведут себя по-разному. Многие курсанты, ссылаясь на большой объем выполняемых задач по службе, пытаются создать наиболее благоприятные условия пребывания в образовательной организации, что, в свою очередь, создает предпосылки к формированию виктимного поведения. Впоследствии при прохождении службы в учреждениях и органах УИС такой стиль поведения может привести их к совершению должностного преступления.
С целью всестороннего изучения психологических особенностей формирования виктимного поведения у курсантов образовательных организаций ФСИН России нами была сформирована выборка в количестве 70 курсантов Академии ФСИН России.
Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: анализ научной литературы, анкетирование, опрос, тестирование, беседа с курсантами, руководителями учебно-строевых подразделений, а также следующие психодиагностические методики: опросник межличностных отношений (ОМО) В. Шутца, Фрайбургский многофакторный личностный опросник FPI, методика экспертной оценки предрасположенности работника к несчастному случаю (к виктимному поведению) при исполнении профессиональных обязанностей в экстремальных ситуациях деятельности (авт. А. И. Папкин, И. А. Папкин), опросник М. А. Одинцовой, Н. П. Радчиковой «Тип ролевой виктимности», методика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А. Н. Орел.
На основании проведенных исследований было выявлено, что на формирование виктимного поведения курсантов образовательных организаций ФСИН России оказывают влияние:
– социально-демографические детерминанты, такие как пол, состав семьи и успешность оценки карьеры;
– индивидуально-психологические детерминанты, такие как склонность к риску, жестокости, агрессивности, доверчивости, конфликтности, вспыльчивости, недисциплинированности, индивидуальной панике, невыдержанности, тревожности, депрессивности, физической слабости.
Полученные результаты позволили разработать нам психопрофилактическую программу, направленную на предупреждение формирования отдельных компонентов виктимного поведения у курсантов. Предложенная нами программа состоит из 4 блоков, в рамках которых с курсантами проводились групповые тренинги и упражнения направленные на снижение склонности к риску, доверчивости и вспыльчивости у курсантов. Для проверки эффективности разработанных нами мероприятий нами были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная (каждая по 10 человек, имеющих схожие виктимиологические показатели).
Целью программы является профилактика формирования у курсантов виктимного поведения, а также снижение уровня таких виктимологических показателей, как неумеренная склонность к риску, доверчивость и вспыльчивость.
Основные задачи программы – повышение знаний, касающихся нормативно-правовой базы сотрудников УИС; расширение кругозора о феномене профессиональной виктимности; снижение уровня виктимологических показателей, а именно: вспыльчивость, доверчивость, неумеренная склонность к риску; повышение психологической компетентности сотрудников, развитие профессионально значимых умений и навыков.
Программа включает в себя следующие тематические блоки:
1. Блок лекционных занятий, позволяющий повысить компетентность в сфере нормативно-правовых отношений.
2. Блок лекционных занятий, направленный на расширение знаний                    о понятии профессиональной виктимности сотрудников УИС.
3. Блок дискуссионных занятий.
4. Блок тренинговых упражнений, направленный на снижение уровня таких виктимологических показателей, как доверчивость, вспыльчивость, неумеренная склонность к риску.
Для проверки эффективности проводимых мероприятий мы провели повторное обследование курсантов контрольной и экспериментальной групп через неделю после последнего сеанса по методике экспертной оценки предрасположенности работника к несчастному случаю (к виктимному поведению) при исполнении профессиональных обязанностей в экстремальных ситуациях деятельности (авт. А. И. Папкин, И. А. Папкин).  Анализ полученных результатов показывает, что предложенные нами мероприятия способствуют снижению склонности к риску и вспыльчивости у  курсантов, однако требуют более детальной проработки воздействий в области снижения такого показателя, как доверчивость, и увеличения временного интервала и количества сессий (занятий) с курсантами.
В заключение отметим, что профессорско-преподавательскому составу образовательных организаций ФСИН России необходимо включать в образовательный процесс занятия, направленные на профилактику формирования у курсантов виктимного поведения.

Литература:
1. Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы : [приказ ФСИН России] : [от 28 декабря 2010 г. № 555].
2. Одинцова, М. А. Многоликость «жертвы», или немного о великой манипуляции / М. А. Одинцова. – М. : Флинта, 2010. – 256 с.
3. Ривман, Д. В. Виктимология / Д. В. Ривман, В. С. Устинов. – СПб. : 2000. – 332 с.