Автор Тема: Склонность к отклоняющемуся поведению у несовершеннолетних...  (Прочитано 1252 раз)

Ворошик А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Склонность к отклоняющемуся поведению у несовершеннолетних, профессионально занимающихся спортом
Ворошик А.А.
«Московский государственный психолого-педагогический университет» (г. Москва)
Научный руководитель: Дегтярев А.В.

В настоящее время как никогда актуальна проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. Несмотря на это, девиантное поведение подростков изучено недостаточно. Смена интересов и потребностей в подростковом возрасте способна в корне поменять отношение ребенка к окружающему его миру вещей и людей. В настоящее время наблюдается все более выраженное агрессивное поведение молодежи. В последнее время среди подростков сильно увеличилось число самоубийств в нашей стране, а возраст употребления алкоголя и табакокурения понижается и становится массовым явлением.
На основе сравнения особенностей несовершеннолетних двух групп, нами предпринята попытка выявить психологические феномены, отражающие склонность к отклоняющемуся поведению у подростков Первая группа состояла из 15 подростков (6 женского пола и 9 мужского пола), активно занимающихся спортом в ДЮСШ. Вторая, из 15 подростков (7 женского пола и 8 мужского пола), которые большую часть свободного времени предпочитала гулять, объединяясь в большие компании, находясь в торговых центрах, парковочных стоянках или на площадках своего района.
Испытуемым были предложены следующие методики:
1. Методика склонности к отклоняющему поведению А.Н. Орел;
2. Методика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л. Колберга);
3. Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков
В ходе теоретического анализа были сделаны следующие выводы:
В психическом развитии подростка наблюдается не только развитие навыков и психологических функций ребенка (внимание, память, мышление и т.п.), но и эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения, как основа психического развития подростка (Выготский Л.С., 1984);
Возможны ситуации, когда старая система поведения и интересов рушится, а среди множества вновь формирующихся интересов ни один не приобрел еще доминирующего значения, что часто влечет за собой переживание неустойчивости, внутренней пустоты (Божович Е.Д., 1979);
Не менее важным является понимание того, что потребность в общении и отношениях с другими людьми становится в подростковом возрасте более острой и напряженной, чем в предыдущие периоды детства.  Коллектив становится той частью среды, которая начинает определять дальнейшее развитие личности ребенка (Божович Е.Д., 1979);
У ребенка в подростковом возрасте появляются собственные мысли, и он стремится вмешиваться в разговор взрослых. Важно то, что для ребенка будут значимы учителя, тренеры, преподаватели в школе искусств. (Дольто Ф.,2010);
Что касается нравственной стороны личности подростка, то можно утверждать о таком явлении в данном возрастном периоде, как «автономная мораль», которая не всегда совпадает с требованиями родителей и школы, но явно проявляется в подростковых коллективах. (Божович Е.Д., 1979).
Для решения проблемы отклоняющегося поведения специалисты задаются вопросом о детерминации поведенческих отклонений.
Змановская выделяет внешние условия физической среды, внешние социальные условия, внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки, внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения (Змановская Е. В., 2003).
По мнению большинства авторов, в развитии отклоняющегося поведения нельзя говорить о роли какого-то одного фактора. Считается, что предпосылками формирования отклоняющегося поведения являются различные внутренние факторы, к которым относят, например, адекватность, критичность, продуктивность, эмоции, особенности волевой регуляции поведения и внешние факторы, которые включают в себя, например, отношения ребенка с ближайшим окружением, специфика социальной среды, особенности района или региона проживания. (Чиркина Р.В., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г., Дегтярев А.В., Дебольский М.Г., Воронина А.В.,2018)
По данным результатов исследования были сделаны следующие выводы:
1. Значимые различий по уровню волевой регуляции эмоциональных реакций у спортсменов и не спортсменов отсуствуют;
2. У спортсменов отсутствие выраженных акцентуаций характера встречается гораздо чаще, чем у не спортсменов;
Анализируя результаты методики на выявление акцентуаций характера, было установлено, что у спортсменов гораздо реже встречаются крайние нормы особенностей характера, чем у не спортсменов. При этом большинство акцентуированных подростков имеют тип акцентуаций – демонстративный, гипертимный.
3. У склонных к агрессии спортсменов не всегда наблюдается низкий уровень морального сознания;
4. Структура морального сознания у не спортсменов более сложная, чем у спортсменов;
Подростки, не занимающиеся спортом, как правило, дольше думали над решением дилемм, рассматривали положительные и отрицательные стороны своего решения, стремились обсудить со своими друзьями ситуацию. С другой стороны, подростки-спортсмены были более уверены в своем выборе, который чаще всего отражал тенденцию избегания наказания.
5. Спортсменам характерна установка на социальную желательность;
Если провести сводный анализ по результатам шкал «социально-одобряемое поведение», которое выше у спортсменов, «склонность к преодолению норм и правил», которая ниже у спортсменов, можно предположить, что занятие спортом делает человека более конформным, подчиняющимся сложившимся правилам и ценностям спортивного коллектива. Например, если это командный вид спорта, то помимо сложившихся в коллективе личных отношений между игроками, а также ценностей и правил, команда имеет, как правило, общую цель – победить команду соперника. Так, во время матчей, когда команда проигрывает, тренер не редко дает установку быть «командой», единым целым и оставить все лишние эмоции, личное отношение к кому-либо из своей команды, недовольства к игрокам другой команды, судьям, зрителям и т.д. «за пределами спортивной площадки». С другой стороны, в подростковом возрасте складывающееся отношение в коллективе, как было выяснено в теоретической части работы, носит специфичный для данного возраста характер. Подростки склонны устанавливать так называемую «автономную» мораль внутри коллектива, которая мало подвластна старшим.
6. Склонность к отклоняющемуся поведению у подростков, профессионально занимающихся спортом, ниже, чем у не спортсменов.
Таким образом, сопоставляя выводы теоретической и эмпирической части исследования можно сказать, что в подростковом возрасте склонность к отклоняющемуся поведению у несовершеннолетних спортсменов и неспортсменов носит своеобразных характер. Активное занятие спортом, с одной стороны, способствует отказу от вредных привычек, дает возможность самовыражаться и самореализовываться общественно-приемлемым способом, с другой, у спортсменов обнаружилась тенденция к конформному стилю поведения и наличию более низкого уровня морального сознания, что может повлиять на формирование отклоняющегося поведения в случае определенных  негативных социальных и средовых факторов, в которых может оказаться подросток.

Список литературы
1. Божович, Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.,    «Знание»,1979 – 40с.
2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика,    1982—1984. Т. 4: Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. — 1984. — 433 с.
3. Дольто, Ф. На стороне подростка / Франсуаза Дольто ; [перевод с фр. А. К. Борисовой; предисл. М. М. Безруких]. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. — 423с.
4. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения):
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издатель¬ский центр «Академия», 2003 — 288 с.
5. Чиркина Р.В., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г., Дегтярев А.В., Дебольский М.Г., Воронина А.В. К вопросу обоснования диагностических признаков различных категорий несовершеннолетних с противоправным поведением в контексте деятельности ПМПК // Психология и право. 2018. Том 8. № 1. С. 77–94.