Автор Тема: Взаимосвязь самоэффективности и факторов школьной тревожности  (Прочитано 220 раз)

Лыкова О.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Взаимосвязь самоэффективности и факторов школьной тревожности
Лыкова О.С.
Московский государственный психолого–педагогический университет (Москва)
Научный руководитель – Бусарова О.Р.

Актуальность исследования обусловлена ростом числа тревожных учеников, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Постоянные оценочно – экзаменационные ситуации помимо естественного волнения и мобилизации сил способны вызывать чувство постоянного чрезмерного напряжение у ученика. Перегрузка учебной программы предполагает усвоение большого количества материала за достаточно короткий период времени, что заставляет торопить учащихся. Такая ситуация является травматичной для медлительных учеников, а также тех, кто отстает от школьной программы. Непрофессионализм педагога- неграмотное построение общения с классом, отсутствие чуткости по отношению к ученикам, постоянные замечания и негативное оценивание способствуют ощущению собственной неэффективности у ученика, отсутствию веры в собственные способности. У ученика пропадает стимул стараться, прикладывать усилия к учебной деятельности, в большинстве случаев он ожидает неблагоприятные оценки.
Цель работы: исследовать взаимосвязь факторов школьной тревожности и самоэффективности у учеников 7-го класса. Объект- самоэффективность и тревожность ученика.
Предмет- взаимосвязь факторов школьной тревожности и самоэффективности.
Гипотеза: существует взаимосвязь между факторами школьной тревожности и уровнем самоэффективности. Ученикам с высоким уровнем школьной тревожности характерно переживание собственной неспособности управлять ситуацией.

Методы и методики исследования:
1) Метод сравнительного анализа научной литературы
2) Психодиагностический метод- методика Маддукса и Шеера «Шкала общей самоэффективности», методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, методика «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)
3) Математико-статистический метод: корреляционный анализ по методу Спирмена.
4) Интерпретационный метод
Выборку составили 61 ученик 7-го класса в возрасте от 13 до 14 лет, среди которых 37 девочек и 24 мальчика. Исследование проводилось на базе ГБОУ школа № 868, г. Москва
На основании проведенного эмпирического исследования были сделаны следующие выводы:
Исходя из результатов исследования можно говорить о существовании взаимосвязи между самоэффективностью в учебной деятельности и школьной тревожностью
1. Академическая самоэффективность учащихся 7-х классов имеет отрицательную значимую корреляцию с такими факторами школьной тревожности, как «Уровень общей тревожности», «Переживание социального стресса», «Страх ситуации проверки знаний», «Страх не соотвтетсвовать ожиданиям окружающих».
2. Социальная самоэффективность учащихся 7-х классов имеет отрицательную значимую корреляцию с факторами «Уровень общей тревожности», «Переживание социального стресса», «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих».
Перспективой дальнейших исследований может стать проведение психологический тренингов направленных на развитие самоэффективности у учеников, формирование позитивного мышления, оптимистичной интерпретации неудач и трудностей в учебе, а также успешных ситуаций.