Автор Тема: Особенности копинг-стратегий у студентов, склонных к интернет-зависимости  (Прочитано 1104 раз)

Косарева Д.О.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности копинг-стратегий у студентов, склонных к интернет-зависимости
Косарева Д.О.
Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
Научный руководитель - Бусарова О.Р.

Распространение интернет-зависимости является актуальной проблемой современности, поскольку этот вид аддикции получает все большее распространение. Сегодня интернет становится для многих людей основной средой функционирования, которая имеет собственные специфические особенности и законы, которые определенным образом влияют на личность, заставляя ее приспособиться к ним и действовать в соответствии с ними. Ускорение темпа жизни человека, повышение количества перерабатываемой им информации – это неизбежно приводит к возникновению внутреннего напряжения и дискомфорта. Способности субъекта противостоять эмоциональному стрессу определяются особенностями функционирования его адаптационных механизмов, а именно способностью  использования адаптивных копинг-стратегий.
Склонность к интернет-зависимости может перерасти в устойчивое аддиктивное поведение, что является одной из форм проявления девиантного поведения, поэтому изучение взаимосвязи склонности к интернет-зависимости и копинг-стратегий у студентов, представляет значимость в психологической науке. А также, данные, полученные при анализе, могут быть использованы в процессе подготовки студентов высших учебных заведений и при составлении более эффективных коррекционно-развивающих и профилактических программ.
Целью  работы является изучение особенностей копинг-стратегий у студентов, склонных к интернет-зависимому поведению. Базами исследования являются высшие образовательные учреждения: КубГАУ и МГППУ. Количество испытуемых – 60 человек, из них 34 студента, склонных к интернет-зависимости, 26 студентов, не склонных к интернет-зависимости, в возрасте 20-22 лет.
Задачи:
- раскрыть понятия копинг-стратегии, интернет-зависимость;
-выявить особенности копинг-стратегий у студентов, склонных к интернет-зависимости;
-выявить различия (если они есть) в выборе копинг-стратегий у студентов, склонных к интернет-зависимости и у студентов, не склонных к интернет-зависимости;
Для решения поставленных задач был использован комплекс следующих методов исследования: теоретический – метод теоретического анализа и синтеза; эмпирические – опросники, метод математической статистики.
Гипотеза данной работы: предполагаем, что существуют различия в выборе  копинг-стратегий у студентов в зависимости от того, есть ли у них склонность к интернет-зависимости.
Мы получили следующие результаты эмпирического исследования особенностей копинг-стратегий у студентов, склонных к интернет-зависимости:
1. Студентам, склонным к интернет-зависимости, наиболее характерно преодоление стрессовой ситуации путем отстранения, дистанцирования и избегания проблемной ситуации. Эмоциональное напряжение, вызванное той или иной проблемой, снижается за счет отрицания значимости проблемы, поиска социального одобрения со стороны.
2. Студентам,не склонным к интернет-зависимости, наиболее характерно преодоление стрессовой ситуации путем выстраивания плана действий, рационального распределения собственных сил на пути преодоления стрессовой ситуации, так же присутствует опора на предыдущий жизненный опыт студента, так же данная группа отличается достаточным уровнем контроля поведения, что помогает наиболее рационально выбирать стратегию поведения.
3. Обобщая данные исследования особенностей копинг-стратегий и уровня склонности к интернет-зависимости, можно сказать, что у студентов, склонных к интернет-зависимости, и у студентов, не склонных к интернет зависимости, наблюдаются значимые различия в выборе наиболее характерных копинг-стратегий. Так, студентам не склонным к интернет-зависимости  наиболее характерны адаптивные способы совладающего поведения, в то время как студенты склонные к интернет зависимости наиболее часто выбирают неадаптивные способы совладающего поведения. Что может быть характерным признаком, т.к. наиболее часто люди, склонные к интернет-зависимости ,предпочитают виртуальную реальность настоящей жизни, именно данное «погружение»  в виртуальную реальность может послужить выраженным отстранением в преодолении проблемных ситуаций.
4. Анализ корреляционных связей уровня склонности к интернет-зависимости и копинг-стратегий показал, что чем выше уровень склонности к интернет-зависимости, тем выше уровень неадаптивных копинг-стратегий и соответсвенно, чем выше уровень склонности к интернет-зависимости, тем меньше уровень выраженности адаптивных копинг-стратегий. Таким образом, можно сделать вывод о том, что выявлены особенности копинг-стратегий у студентов, склонных к интернет-зависимому поведению. Чем более студент подвергнут влиянию интернет-среды, чем более он в нее вовлечен, тем сильнее выражены неадаптивные способы совладающего поведения, котрые как было выявлено, наиболее характерны данной группе студентов.