Автор Тема: Условия и причины совершения преступлений несовершеннолетними  (Прочитано 8421 раз)

Трусов И.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Условия и причины совершения преступлений несовершеннолетними

Трусов И.А. курсант ФГОУ ВПО
«Ростовский юридический институт МВД РФ», Ростов-на-Дону
Научный руководитель – кандидат социологических наук
Упорникова-Пивоварова И.В.

Каждое государство кровно заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, каждый подросток вырос настоящим человеком и достойным гражданином своей страны. Оно также заинтересовано и в том, чтобы среди подрастающего поколения не было правонарушителей и преступников. Наша страна – далеко не исключение. Важнейшим этапом формирования полноценного человека является политико-культурное и морально-нравственное воспитание. С этой целью и организовываются всевозможные программы, мероприятия и национальные проекты.
Способствуют совершению преступлений несовершеннолетними одновременно выступающие общие причины и условия, которые присущи большинству преступлений и частные, которые характерны для конкретного вида преступлений. Они воздействуют на сознание подростка примерно в один и тот же момент, дополняя друг друга. Знание их позволяет принимать меры к их устранению и, следовательно, предупреждению преступлений. От условий воспитания, от того, с кем и с чем сталкивается человек на своем жизненном пути, в известной мере зависят его поведение, навыки, мировоззрение, его отношение к окружающему. Неблагоприятные же условия формирования личности нередко влекут за собой возникновение нарушений правил в обществе. В сознании несовершеннолетнего зарождается неприемлемое для общества поведение. Образовывается свой, «личный взгляд» на происходящее в социуме.
Формирование личности подростка начинается с ранних лет, с самого детства. Оно может осуществляться в семье, детском саде, школе, позже в трудовом коллективе. Существенное воздействие на воспитание детей и подростков оказывает бытовое окружение, средства массовой информации, мнения и суждения сверстников. Дети и подростки, как известно, избирательно воспринимают и запоминают ту информацию, которая их окружает. В силу определенных индивидуально-психологических особенностей подросткового возраста подростки, попав в неблагоприятные условия, в отрицательную среду, могут оказаться относительно более податливыми чуждым влияниям. В обществе «индивиды как физически, так и духовно творят друг друга». «Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении» (Примаченок А.А., 1972).
Семья для несовершеннолетнего является той первоначальной школой, в которой они учатся жизни, формируют свои взгляды, вырабатывают отношения к людям, ко всему окружающему. В зависимости от того, что представляет собой семья, какие моральные принципы существуют во взаимоотношениях между родителями, как они себя ведут, являются ли честными, правдивыми или напротив, лживыми, корыстолюбивыми, лицемерными по отношению к государству, родным и близким, соседям, даже собственным детям, последние вырастают или настоящими гражданами и патриотами своей страны или напротив. Поэтому семейное воспитание по существу является одним из важнейших факторов нравственного формирования личности несовершеннолетних.
К сожалению, далеко не в каждой семье родители добросовестно подходят к выполнению своих родительских обязанностей, считаются со сложившимися требованиями и моральными принципами общества нашего государства, в должной мере заботятся о правильном нравственном воспитании детей. Некоторые из них, слепо любя своих детей, создают им условия жизни, при которых они фактически воспитываются в обстановке праздности и безделья и в результате вырастают лентяями, себялюбцами, эгоистами, расточителями, не приспособленные к банальной работе. В жизни немало случаев, когда неограниченная щедрость родителей, стремящихся ни в чем не отказывать своим «чадам», приводит их «деток» сначала к пьянкам за счет родителей, а затем к аморальному образу жизни и преступлениям.
Выдающийся русский педагог П.Ф. Лесгафт говорил: «Сначала конфеты, а потом конфеты с ромом, потом ром с конфетами и, наконец, чистый ром». Таков нередко конечный результат слепой любви и бездумного, излишнего баловства детей (Белякова А.М., 1968).
Важнейший фактор влияния на несовершеннолетних – недостатки воспитательной работы в общеобразовательной школе. Нравственное воспитание в семье получает свое дальнейшее закрепление и развитие в школе, служащей следующим звеном или ступенью единого воспитательного процесса.
Да, на протяжении многих лет наши школы по уровню получения образования являются ведущими. Но наряду с немалыми достижениями в образовании и воспитании учащихся, в деятельности некоторых общеобразовательных школ имеются существенные упущения. Среди учащихся можно встретить случаи совершения не только безнравственных поступков, но и преступлений. К величайшему сожалению эта тенденция только возрастает.
Низкий общеобразовательный уровень при наличии сложной и неблагоприятной обстановки является одним из условий, способствующих становлению морально неустойчивых людей на преступный путь. Отчисление неуспевающих и недисциплинированных, оставление учащегося на второй год – факторы, после которых ребенок, не полностью сформировавшийся, попадает под дурное влияние, начинает вести неправильный образ жизни, совершает первые преступления и опасные правонарушения. А ведь можно было помочь им и вытащить их из этой трясины путем оказания действенной помощи с учебой, воспитанием, дисциплиной.
Как известно, чаще всего преступления и другие правонарушения несовершеннолетние совершают именно в свободное от работы или учебы в школе время. В советское время тем сдерживающим фактором, который воспрепятствовал избытку свободного времени, были разного рода мероприятия, спортивные секции, кружки и т. д. Если вспомнить, то очень многие были разрядниками и мастерами по разным видам спорта. В настоящее время заметно снизился интерес к этому. Как следствие этого, в результате незанятости, неумения направить свою молодую энергию на полезные дела несовершеннолетние нередко начинают употреблять спиртные напитки, наркотики и заниматься другими делами, калечащими жизнь молодому организму.
Важнейшим фактором, влияющим на формирование сознания подростка, являются СМИ. Что в настоящее время показывают по теле- и интернет-каналам? По большому счету ребенок может просматривать все, что ему заблагорассудится. Большинство программ, в том числе и развлекательных, транслируемых по центральным вещательным каналам, популяризуют культ насилия, наркотиков, алкоголизма, порнографии, «героизм гангстеров». Это мощнейший фактор, который часто вызывает антиобщественные настроения.
Помимо основных причин и условий существуют менее существенные условия и причины, которые тоже так или иначе влияют на нравственное формирование личности несовершеннолетних или непосредственно содействуют совершению преступлений некоторыми из них.
Существенные недостатки встречаются, например, в трудоустройстве и подборке работы, которая подходила бы подрастающему поколению, учитывая индивидуальные качества каждого (Мельникова Э.Б., 2001).
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что преступность несовершеннолетних, как и преступность вообще образовывается и развивается под воздействием одних и тех же причин и сопутствующих условий.
Ликвидация условий, способствующих совершению преступлений, часто заключается в том, чтобы навести должный порядок, обеспечить выполнение тех требований законов и других правовых актов, которые давно существуют.
Вот почему важно не только устранение этих условий, но и, прежде всего, формирование у несовершеннолетних мировоззрения, моральной стойкости, являющихся главным средством в предупреждении аморального поведения и совершения правонарушений.
Лишь совместная, объединенная профилактическая и воспитательная работа всех без исключения звеньев воспитательного фронта в конечном итоге приведет к желаемому результату, нравственной закалки молодежи, делающей невозможным совершение преступлений и других антиобщественных проявлений.

Список литературы:
1.   Белякова А.М. Правовая охрана детства. М., 1968.
2.   Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М.: Дело, 2001.
3.   Примаченок А.А. Подросток и правопорядок. Минск, 1972.