Автор Тема: Особенности отношений подростков в образовательном учреждении  (Прочитано 226 раз)

Бороздина В.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности отношений подростков в образовательном учреждении
Бороздина В.С.
 Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель: к. психол. н., доц. Чиркина Р.В.
Подростковый возраст, характеризуется самым долгим кризисом в жизни у человека. Он, как и все ранее проявляющиеся кризисы развития, не имеет четких границ. Известно, что у девочек этот возраст наступает раньше примерно в 11 лет, а у мальчиков немного позже в 12 лет.  И продолжается примерно до 16-17 лет.
У каждого ребенка границы подросткового возраста индивидуальны. Характерная особенность этого периода заключается в том, что происходит быстрый темп полового созревания. Он начинается в младшем подростковом возрасте. К концу периода, половое созревание подростка заканчивается физическим формированием взрослого человека.
Самые значительные изменения у подростков происходят в центральной нервной и эндокринной системах. Происходит выброс гормонов. Проявляются явные признаки полового созревания, у девочек и мальчиков окончательно формируется разница во внешнем облике и в моделях поведения (Божович Л.И., 1968).
Психология подросткового возраста обусловлена физическими изменениями организма ребенка. В начале периода скорость развития эндокринных центров опережает развитие половой системы. Поэтому центральная нервная система подростков находится в неуравновешенном состоянии.
Также очень важной чертой этого возраста, является весьма сильное влияние сверстников. Одним из самых важных факторов является положение подростка в группе. Для них характерно то, что они хотят слиться со значимым кругом сверстников, а также быть похожим на лидера той или иной группы. При всем этом мнение близких людей, таких как родителей или других взрослых отходят на второй план (Реан А.А.,1991; Федорова Г.Г., 2014).
В возрастных стадиях развития по Э.Эриксону, к подросткам относится такая стадия развития, как «половое созревание, подростковый возраст и юность», длится этот период, по мнению автора от 11 до 20 лет. В норме в этом периоде происходит жизненное самоопределение, Появление перспектив на будущее.  Самоопределение: кем быть? Мировоззрение становится более конкретным и т.д. А в аномальном развитии Э.Эриксон отмечает у подростков смешение временных перспектив, будущего, настоящего и прошлого. Трудовая активность значительно снижается, происходит путаница в мировоззренческих и моральных установках.
Здесь сказываются как специфика психогормональных процессов, так и перестройка Я-концепции,  пограничность и неопределенность социального устройства юношества, а также перестройка механизмов самоконтроля: детские формы контроля, которые работали раньше уже перестают действовать, а взрослые способы еще не достаточно окрепли.  Именно поэтому процесс социализации в данном возрасте имеет ряд своих особенностей: повышается роль сознательного отношения ко всему окружающему.
 Необходимость основных условий, которые способствуют усвоению ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) осуществление такой деятельности, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества.
Отношения – это сознательная, избирательная, основанная на опыте, психологическая связь его с различными сторонами действительности. Которая выражается через его действия, переживания, а также реакции.
Такое понятие, как «социализация» в современном обществе употребляется во многих кругах её изучения: философии, психологии, педагогики и т.д. Если философы рассматривают социализацию как проблему, связанную с совершенствованием жизнедеятельности личности в системе социальных отношений, то психологи характеризуют это явление с позиции развития личности. "Особую роль, - считает Д.И. Фельдштейн, - приобретают отношения "ребенок-общество". Во всем многообразии этих отношений можно выделить два главных, но разных типа. В первом случае актуализируется оценка себя в обществе; во втором - ребенок соотносит себя с обществом, при ориентации на общество, где оно выступает главным системообразующим моментом самоопределения" (Фельдштейн Д.И.,1995).
Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводством индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду (Андреева Г.М., 2003).
Изучение и профилактика виктимности у подростков особенно важны, так как подростки, оказавшиеся в сложных жизненных ситуациях, не всегда могут с ними справиться и выйти из них в силу своих возрастных особенностей. По причине эмоциональной неустойчивости и личностной незрелости подростки особенно чувствительны к оценкам других людей, сверстников и значимых взрослых.
Виктимность определяется как психологическое расстройство, причиной которого является незавершенность одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве – стадии установления психологической автономии (Малкина-Пых И.Г.,2010).
Буллинг в психологии является относительно новым понятием. Определяется он как детская жестокость. Именно в подростковом возрасте, ребенок освоив определенные правила поведения, например, это может быть поведение «жертвы», подросток начинает чаще следовать им в последующей жизни.  Стоит отметить, что ситуация буллинга негативно отражается не только на жертве, но и на «агрессоров», то есть, если проявление агрессии оказалось эффективным, то за подростком может закрепится данное поведение, как стиль общения в дальнейшем. Профилактика буллинга помогает снизить масштабы этого негативного явления, сократить количество вовлеченных в него «агрессоров» и «жертв» (Ктотова Н.В., 2015).
Буллинг в школе также разделяют на два основных вида:
1.   Физический (школьный) буллинг – это умышленное нанесение телесных повреждений, ударов и т.д.
2.   Психологический (школьный) буллинг – это насилие, которое связанно с давлением на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность. К этой форме можно также отнести:
•   вербальный буллинг, где главным оружием служит голос ( например, это слухи, высказывания которые являются обидными для жертвы);
•   обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении);
•   запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
•   изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);
•   вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
•   повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы);
Так же, очень быстро набирает обороты современном обществе еще один вид буллинга:
Кибер-буллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, то есть это травля происходящая в сети интернета.
 По наблюдению психологов из Британии, мальчики и девочки пользуются разными формами буллинга. Они утверждаю, что особенно опасен буллинг со стороны девочек. Valerie Besag, проводила мониторинг поведения среди 11-летних выпускников начальной школы на протяжении 1,5 года и обнаружила, что, если мальчики, избирая какого-то ребенка "козлом отпущения", демонстрируют только лишь свое физическое превосходство, то девочки, против своих жертв разворачивают настоящую психологическую войну.
Таким образом, можем сделать вывод о том, что система отношений подростков в образовательном учреждении сильно зависит от того в какой социальной группе состоит подросток. В СМИ за последнее время можем наблюдать увеличение информации о том или ином случае в школах, которые несут за собой, к сожалению, печальные последствия.

Список литературы
1.   Андреева Г.М.  Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Аспект Пресс, 2003. – 364 с.
2.    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Москва: Педагогика, 1968. – 256 с.
3.   Буллинг в школе: причины, последствия, помощь/ сост. Н.В. Ктотова – Минск: Красико-Принт, 2015. – 96 с
4.   Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология  поведения жертвы. - Москва, 2010. - 864 с
5.   Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. 9 – 16 с.
6. Федорова, Г.Г. Трудный подросток: становление личности / Г.Г. Федорова. - Москва: СПб: «Знание», 2014. - 235 с.
7.   Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - Москва, 1995. – 225 с.