Автор Тема: Детские страхи, как фактор особенностей поведения в дошкольном возрасте  (Прочитано 225 раз)

Калимуллина Л.Г.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Детские страхи, как фактор особенностей поведения в дошкольном возрасте
Калимуллина Л. Г.
Московский Государственный Психолого – Педагогический Университет (город Москва)
Научный руководитель: Моисеева Л.П.
Детские страхи возникают на фоне возрастных особенностей и имеют временный характер. Но если детские страхи сохраняются длительное время и ребенком тяжело переживаются, это говорит о его эмоциональной нестабильности, конфликтных отношениях среди сверстников и в семье. В значительной степени это обуславливается неправильным поведением родителей. Все это является предпосылкой к формированию и развитию у детей девиантных форм поведения, что в дальнейшем приводит к необходимости привлечения социальных служб, а иногда и правоохранительных органов для коррекции этих деструктивных поведенческих появлений. В связи с этим, важно как можно раньше выявить причины эмоциональной нестабильности, проявления агрессии и конфликтного поведения детей для оказания психолого-педагогической поддержки и коррекции поведения.
Анализ научной литературы показывает, что проблема детских страхов не нова. Данная тема наиболее глубоко изучена в клинике детских неврозов. А.И. Захаров разработал классификацию детских страхов, где в качестве причины детских страхов является недостаточная эмоциональная близость родителя и ребенка, конфликты в семье, доминирование одного из взрослых, перестановка или инверсия традиционных семейных ролей, изолированность семьи в сфере внешних контактов (Захаров А.И., 2005).
Актуальной проблемой для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка. При наличии страхов, поведение ребенка нарушается и он становится напряженным, скованным, развивается аффективная замкнутость, пассивное поведение, либо наоборот – агрессивное. Следовательно, ранняя диагностика и своевременная помощь ребенку приведет к сокращению рецидивов и правонарушений среди подростков и молодежи.
Целью исследования является выявление страхов и их влияние на поведение детей дошкольного возраста.
Объектом исследования выступают детские страхи как психолого-педагогическое явление.
В качестве предмета исследования рассматриваются детские страхи детей дошкольного возраста.
Гипотеза 1: при проведении исследования исходили из предположения, что детские страхи взаимообусловлены повышенной тревожностью ребёнка и способствуют развитию эмоционального
Гипотеза 2: существуют деструктивные особенности детско-родительских отношений, оказывающие влияние на возникновение страхов у детей дошкольного возраста.
Данное исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 2054»; Дошкольный корпус №3. Выборка исследования составила 16 человек (7 мальчиков, 9девочек) от 4 до 6 лет.
В исследовании применялись: методика для выявления детских страхов «Нарисуй свой страх» и «Диагностика наличия страхов» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой (Панфилова М.А.,1999), а так же проективная методика изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» Л.Корман (Лосева В.К., 1995), методика на исследование самооценки «Лесенка» В.Г.Щур (Коломинский Я.Л., Панько Е.А.,1997), наблюдение «Ребенок глазами взрослого (воспитателя) А.А.Романов» (Романов А.А., 2004).
По результатам методик в группе детского сада в 20% семьях выявлено дисгармоничное воспитание, в 80% семьях таких нарушений не наблюдается. А именно, из 16 семей к высокому уровню семейных отношений можно отнести только 11. Дети с нарушенным процессом воспитания, а именно 4 ребенка из 5, имеют заниженную самооценку.
В группе было выявлено 3 группы страхов:
1)   Животные и сказочные персонажи –70% (10детей).
2)   Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания) – 10% (2 ребенка).
3)   Кошмарных снов, темноты- 20% (4детей).
Страхи детей совпадают с классификацией А.И. Захарова и являются нормой в данном возрасте. Однако характер рисунка детей с дисгармоничным стилем воспитания отличается такими признаками, как: преобладание тёмных цветов, интенсивная штриховка, усиленный нажим, несуществующие животные, увеличенный размер рисунка, негативные высказывания ребенка до начала рисования и в его процессе.
Из беседы с детьми были выявлены основные причины возникновения страхов, такие как: долгое отсутствие родителя, чрезмерная требовательность, излишняя родительская опека, большое количество запретов со стороны родителей, угрозы со стороны взрослых за провинность, конфликтные отношения между родителями. Например, потребность в защите со стороны отца от воображаемой опасности выразил ребенок №14: «Папа нужен для того, чтобы убить летучую мышь». По результатам наблюдения за детьми в процессе игры, было выявлено, что дети с нарушенным процессом воспитания получили высокие баллы по уровню агрессивности. У детей из группы риска, в отличии от контрольной группы, присутствует:
1)   скованность в движении;
2)   скованность в речи;
3)   в новой, незнакомой обстановке проявляют застенчивость, стыд;
4)   толкают других детей в состоянии раздражения;
5)   ударяют детей и внезапно успокаиваются;
6)   безразличие к страданиям других;
7)   стремление причинить другому страдание;
8)   у детей не возникает чувства вины после агрессивных действий;
9)   толкают других детей в состоянии раздражения.
Выводы: результаты проведенного исследования позволяют говорить о высоком уровне тревожности и страхов у детей с нарушенным процессом воспитания (дисгармоничность детско-родительских отношений), в последствии отразившийся на поведение ребенка (высокий уровень агрессивности).
Существуют деструктивные особенности детско-родительских отношений, оказывающие влияние на возникновение страхов у детей дошкольного возраста. Исследование восприятия семейной ситуации детьми дошкольниками с разным уровнем страхов с помощью проективной методики «Рисунок семьи» показал, что дошкольники с повышенным уровнем страхов воспринимают семейную ситуацию как эмоционально неблагополучную, тревожную и конфликтную. Дальнейшее изучение особенностей семейной ситуации у детей с разным уровнем страха показало, что для тех, кто отличается повышенным уровнем страхов, характерен тип воспитания с низким уровнем эмоциональной близости родителя и ребенка, высокой требовательностью и строгостью родителей к детям, высоким уровнем тревожности за ребенка, конфликтные отношения между родителями, а также низким уровнем последовательности воспитания (Кочетова Ю.А, 2012).
В продолжение работы, с целью профилактики девиантного поведения у детей дошкольного возраста, была разработана модель коррекционных занятий по преодолению страхов. Для достижения положительных результатов цесообразно проведение занятий в полном составе группы.

Список литературы:
1)   Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 320с.
2)   Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Минск.: Университет, 1997. – 237с.
3)   Кочетова Ю. А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений:  диссертация, Кочетова Ю. А кандидат психологических наук, код специальности ВАК: 19.00.13, специальность: психология развития, акмеология, 2012. – 408с.
4)   Лосева В.К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений. –  М.: АПО, 1995.
5)   Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог. – 1999. – №8. – с.10-12.
6)   Романов А. А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. – М.: «ПлэЙТ», 2004. – 48 с.