Автор Тема: Взаимосвязь социометрического статуса и склонности к агрессии у подростков  (Прочитано 312 раз)

Филиппова П.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Взаимосвязь социометрического статуса и склонности к агрессии у подростков
Филиппова П.А.
Московский государственный психолого–педагогический университет (Москва)
Научный руководитель – Бусарова О.Р.
Актуальность данной работы обусловлена ростом жестокости и проявлений агрессии среди подростков, несмотря на снижение числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними лицами. (Сведения …, 2018). Важно проанализировать, насколько «выигрышно» смотрятся агрессивные подростки в глазах своих сверстников и как взаимосвязаны склонность ученика к различным формам агрессии и его положение в классе.
Данное исследование, содержащее свежие данные, даст возможность лучшего понимания подростковых взаимоотношений. Зная, какое место подросток занимает в группе, можно заблаговременно предположить, какие поступки он может совершить, а также предотвратить данные поступки, если они угрожают самому подростку или окружающим.
Цель работы - исследование взаимосвязи социометрического статуса и различных форм проявлений агрессии у подростков. Объект- эмоциональная сфера подростков и их социометрический статус. Предмет- Взаимосвязь социометрического статуса и склонности к тому или иному виду агрессии у подростков. Гипотезы: 1) Между социометрическим статусом подростка и его склонностью к одному из видов агрессии существует взаимосвязь. 2) Подростки, занимающие место «изолированных», имеют наиболее высокие показатели по склонности к агрессии среди всех социометрических групп.
Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие диагностические инструменты: для  определения склонности к агрессии - опросник Л.Г. Почебут (Платонов Ю.П., 2003); для выявления  социометрического статуса в группе -  социометрия (Дорошина И.Г., 2010).
Выборку составили 56 подростков, в соотношении 32 девочек и 24 юноши, возраст - от 14 до 17 лет. Было привлечено 3 класса (20, 18, 18 – человек), средней общеобразовательной школы города Москвы.
На основании проведенного эмпирического исследования были сделаны следующие выводы:
1. Социометрический статус подростков в классе имеет взаимосвязь с различными типами агрессивного поведения, к которому склонен подросток.
2. Подросткам, являющимся лидерами в группе, чаще свойственен средний уровень вербальной и физической агрессии.
3. Отверженные подростки имеют склонность к тем же видам агрессии, что и «звезды», но они имеют более высокие показатели и склонны к большему количеству типов агрессии. Отверженные подростки имеют значимо более высокую склонность к физической агрессии, чем изолированные.
4. Изолированные подростки имеют значимо более высокую склонность к эмоциональной агрессии, чем подростки с иным социометрическим статусом.
5. Среднестатусные подростки реже остальных склонны к различным типам агрессивного поведения, такие подростки редко набирали средний уровень склонности к какому-либо типу агрессии. Среднестатусные подростки имеют достоверно более низкую склонность к физической агрессии, чем «звезды» и «отверженные» и достоверно более низкую склонность к вербальной агрессии, чем «звёзды» (Зимина М. А., 2016; Семенюк Л.М., 1996). 
Перспективой дальнейших исследований может стать изучение причин появления склонности к агрессии, а именно, влияние семей или успехов в учебе на развитие данного качества. Полезным исследованием может стать изучение влияния социальных сетей, а также онлайн игр, на взаимоотношения подростков, формирование асоциальных установок и развитие у них склонностей к агрессии. В последнее время особое внимание привлекают к себе различные «группы суицида», под влиянием которых дети и подростки совершают аутодеструктивные поступки, часто приводящие к смерти.

Список литературы
1.   Дорошина  И.Г. Изучение социометрического статуса подростков в учебной группе // Социосфера. 2010. № 2. С. 37–4. – URL: http://psyjournals.ru/sociosphera/2010/n2/35334_full.shtml. (дата обращения: 02.05.2018).
2.   Зимина М. А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников // Молодой ученый.  2016.  №10.  С. 1354-1357. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29551/ (дата обращения: 02.05.2018).
3.   Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. – СПб., 2003. С. 383-385.
4.   Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М. - Воронеж, 1996. – 93 с.
5.   Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений  – URL: http://crimestat.ru/offenses_map. (дата обращения: 01.05.2018).

Гриненко У.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Добрый день!

Вы указываете на снижение числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними лицами, с чем это, по Вашему мнению, может быть связано? Если, предположим, к этому имеет отношение уход несовершеннолетних в виртуальный мир, то какая будет (и будет ли?) взаимосвязь социометрического статуса подростка и различных типов агрессивного поведения?

Спасибо!

Филиппова П.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Здравствуйте, спасибо за Ваш вопрос!
Уход несовершеннолетних в виртуальный мир компьютеров, телефонов и других гаджетов вполне мог повлиять на это, кстати, повышение жестокости в их действиях также может являться причиной данной зависимости.
Если говорить о взаимосвязи социометрического статуса и некоторой зависимостью от онлайн игр, то можно предположить, что большая часть "отверженных" и "изолированных" подростков будут чаще склонны уходить в виртуальный мир, чем "среднестатусные" и "звезды" группы.
По поводу взаимосвязи типов агрессии и зависимостью от онлайн игр, можно сказать, что это может зависеть от характера самих игр, в которые они чаще играют. Например, игры, содержащие жестокое обращение с людьми или животными, будут способствовать развитию физической агрессии. А такие вещи как "дополнительные жизни" в игре, могут негативно повлиять на восприятие реальной жизни в целом.

Гриненко У.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Сделаю небольшую ремарку: под уходом в виртуальный мир, я предполагала тот же кибербуллинг и троллинг, а не зависимость.
Спасибо за ответ, интересное размышление насчет "дополнительных жизней".