Автор Тема: Особенности проявления девиантного поведения в подростковом возрасте  (Прочитано 345 раз)

Фокин П.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Особенности проявления девиантного поведения в подростковом возрасте
Фокин П.А.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)
Научный руководитель: Гут Ю.Н.
Подрастающее поколение является важным социальным ресурсом общества – основой экономического, политического и общекультурного развития государства. Однако наряду с позитивными тенденциями общественного развития наблюдаются и негативные проявления, к которым можно отнести девиантное поведение подрастающего поколения, как одну из наиболее известных и распространенных современных проблем. Причем, далеко не всегда, отклонения в поведении наблюдаются только у детей из «социально неблагополучных семей».
В последнее время проблема девиантного поведения приобретает все более острую социальную направленность и привлекает внимание деятелей разных областей наук: юристов, социологов, педагогов, психологов и др. Актуальность данной проблематики обусловлена теми изменениями в образе жизни и поведении молодого поколения в современной России, которые связаны с условиями перехода к рыночным отношениям, со сменой социальных ориентиров, идеологических установок, ценностей и норм морали. Формирование и развитие подростка происходит под влиянием самого общества, а также действующих в нем законов, установок и правил. Однако особенность такого развития заключается в том, что подросток еще не достаточно устойчив к тем проблемам и трудностям, с которыми ему приходится сталкиваться в процессе своего взросления (Гут Ю.Н., Кабардов М.К., 2016).
Стоит отметить, что в настоящее время среди таких исследователей, как А.Н. Анисимова, Ю.Н. Гут, Э.С. Ибрагимова, Д.Д. Миронов, А.В. Озерова, О.В. Сорокин, Р.М. Эхаева и др. наблюдается повышенный интерес к проблеме природы девиантного поведения подростков. Это обусловлено теми изменениями, которые происходят в этом возрасте, а именно половое созревание, бурное физическое и психическое развитие, что в свою очередь влияет на их адаптационные возможности, на взаимоотношения с социумом и развитие личности самих подростков.
В данной работе мы акцентируем свое внимание на сложившуюся ситуацию с проблемным поведением и его проявлением у подростков в городе Белгороде.
Целью нашего исследования является изучение особенностей девиантного поведения подростков.
Взяв в качестве предмета нашего исследования особенности девиантного поведения в подростковом возрасте, мы предположили, что наиболее часто встречающимися формами отклоняющегося поведения подростков являются агрессивное и самоповреждающее (саморазрушающее) поведение, а также, считаем возможными гендерные различия в проявлении тех или иных форм девиантного поведения подростков.
В исследовании приняли участие 50 учащихся Белгородского индустриального колледжа, из них 25 девочек-подростков и 25 мальчиков-подростков, в возрасте от 14 до 16 лет. В ходе исследования была использована методика «Склонность к отклоняющемуся поведению», автор А.Н. Орёл (Клейберг Ю.А., 2004). Статистическая обработка данных проводилась с использованием U-критерия Манна-Уитни на основе SPSS – 17.
Таким образом, в ходе нашего исследования были получены следующие результаты: высокий уровень по шкалам «склонность к агрессии и насилию» (Ме=11,02), «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» (Ме=8,36), свидетельствующий о том, что большинству подростков свойственно наличие агрессивной направленности во взаимоотношениях с другими людьми. Они склонны решать проблемы посредством насилия, унижения и манипуляции. Также данные показатели говорят нам о том, что таким подросткам характерна низкая ценность собственной жизни, свойственна потребность в острых ощущениях и склонность к риску.
Средний уровень по шкалам «склонность к делинквентному поведению» (Ме=7,9), «склонность к нарушению норм и правил» (Ме=6,84), «склонность к аддиктивному поведению» (Ме=6,18) означает, что некоторым подросткам характерно наличие низкого уровня социального контроля, нонкомформистских установок. У таких подростков имеются склонность противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, склонность к негативизму и тенденции «нарушать спокойствие». Также результаты свидетельствуют о предрасположенности некоторых подростков к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния.
Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод, что наиболее часто среди подростков встречаются такие формы отклоняющегося поведения, как агрессивное и самоповреждающее (саморазрушающее) поведение, характеризующиеся агрессивной направленностью во взаимоотношениях с другими людьми, а также склонностью к риску, низкой ценностью собственной жизни и выраженной потребностью в острых ощущениях.
С целью выявления гендерных различий в проявлении форм девиантного поведения мальчиков и девочек подростков был проведен статистический анализ данных с применением U-критерия Манна-Уитни. В результате были получены следующие данные, которые представлены в таблице 1. Выявленные статистически значимые различия по таким показателям, как «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» (U=131,500; p≤0,01), «склонность к агрессии и насилию» (U =130,000; p≤0,01) «склонность к делинквентному поведению» (U =122,000; p≤0,01), «склонность к нарушению норм и правил» (U =224,500; p≤0,1) означают, что существуют гендерные различия в проявлении тех или иных форм отклоняющегося поведения подростков. Так, на основании полученных данных, мы установили, что для девочек-подростков более характерно большее разнообразие проявлений девиантного поведения, чем для мальчиков-подростков. У девочек преобладает наличие таких форм отклоняющегося поведения, которые характеризуются  выраженной потребностью в острых ощущениях, готовностью к рискованным действиям; агрессивной направленностью при разрешении возможных трудностей, а также применением манипуляций при общении с другими людьми. Удивляет тот факт, что они чаще, чем мальчики склонны отрицать общепринятые нормы и ценности, образцы поведения, а также имеют делинквентные тенденции и низкий уровень социального контроля.
Таким образом, в результате проведенного исследования наши предположения подтвердились. Для современных подростков характерно проявление таких форм отклоняющегося поведения, как агрессивное и самоповреждающее (саморазрушающее) поведение, а также среди подростков существуют гендерные различия в проявлении тех или иных форм девиантного поведения. Так девочки-подростки более склонны к проявлению агрессивного, самоповреждающего и делинквентного поведения, чем мальчики-подростки.
Стоит отметить, что полученные результаты распространяются только на тех подростков, которые приняли участие в нашем исследовании, однако оно требует дальнейшего более глубокого изучения, дополнительной обработки и проверки. Это в свою очередь поможет представить более полноценную картину современного состояния проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте и позволит выработать необходимые стратегии профилактики и коррекции такого поведения, которые способствовали бы целостному и системному воздействию на личность и препятствовали бы ее деформации.

Список литературы
1.   Гут, Ю.Н. Инновационные методы исследования предпосылок девиантного поведения. Образование и наука без границ: Социально-гуманитарные науки:  материалы международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов (Орел, 28 октября 2015 г.) / под ред Ю.П. Соболевой. – Орёл: Изд-во ОрелГИЭТ, 2015. – 332 с.
2.   Гут, Ю.Н. Исследование предпосылок девиантного поведения подростков / Ю.Н. Гут, М.К. Кабардов // Научный результат. Серия: Педагогика и психология образования. – 2016. – Т. 2. – № 3 (9). – С. 42-48.
3.   Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М.: Сфера. – 2004. С. 141-154.

Хрупова А.Е.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
Здравствуйте! Понравилась проделанная Вами работа. Интересно было бы в Вашем следующем исследовании увидеть сравнение девиантных подростков в Вашем городе с нормативными, чтобы понять не является ли такое поведение для них среднестатистическим. Также возникли вопросы:
1. При отборе респондентов для контрольной группы Вы руководствовались только фактом их обучения в колледже? Или были дополнительные факторы (состояние на учете, плохая успеваемость и т.д.)?
2. Какие результаты были получены по респондентам-девушкам в 8 шкале - "принятие женской роли"?

Фокин П.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Здравствуйте, благодарим Вас за внимание, проявленное к нашей статье! Безусловно исследование будет продолжаться и дополняться применением других методик. Исследование проводилось в рамках практики, исследование сплошное для группах первокурсников колледжа.  Поэтому нам не известна дополнительная информация об успеваемости и пр. Что касается методики Орел, то  у нас она имеет 7 шкал.  Интересно было бы увидеть вариант с 8 шкалами???

Хрупова А.Е.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
Да, в методике присутствует 8ая шкала. К тому же в предъявляемом материале присутствует разделение на мужские вопросы и женские. Как источник посмотрите следующего автора: Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М., 2004. С.141-154.
Удачи в работе!!