Автор Тема: Особенности самооценки интернет-зависимой личности в юношеском возрасте  (Прочитано 248 раз)

Чубарова О.Е.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности самооценки интернет-зависимой личности в юношеском возрасте
Чубарова О.Е.
Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)
Научный руководитель – Власова Н.В.
Сегодня человечество столкнулось с феноменом интернет-зависимости подрастающего поколения. Интернет-аддикция признается отрицательным направлением трансформации личности и негативно воздействует на все сферы развития личности в юношеском возрасте: физическую, психологическую, социальную, эмоционально — волевую, духовно — нравственную, что обуславливает необходимость ее всестороннего изучения. Особенности самооценки интернет-зависимой личности в юношеском возрасте недостаточно исследованы в отечественном поле психологической науки, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Таким образом, целью нашего исследования стало изучение характера связи самооценки и степени интернет-зависимости личностей в юношеском возрасте.
Для оценки полученных результатов были выдвинуты следующие гипотезы исследования:
1.  Особенности и качество самооценки в юношеском возрасте влияют на уровень интернет-зависимости.
2. Интернет-зависимости подвержены неуверенные в себе личности юношеского возраста, имеющие низкую самооценку, ощущение низкого авторитета среди сверстников и озабоченность своей внешностью.
В данной работе исследование проводилось на выборке студентов, учащихся на 1-4 курсах Московского Государственного Психолого-Педагогического Университета. Выборку составили 55 человек в возрасте от 18 до 22 лет. Разделение выборки происходило согласно результатам респондентов по тесту, который диагностирует Интернет-зависимость. Исследование предполагало разделение выборки на три группы, по уровням Интернет-зависимости, однако в ходе подсчета результатов, выяснилось, что среди респондентов не было ни одного человека с низким уровнем зависимости, при этом было установлено, что 31% опрошенных имеют проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом, а у 69% респондентов юношеского возраста была выявлена Интернет-зависимость. Таким образом, было решено произвести разбиение только на две группы.
В рамках исследования были проведены методики, направленные на диагностику патологического пристрастия к интернету (вне зависимости от формы этого пристрастия), а также на психологическую диагностику состояния самооценки. Мы использовали следующие диагностические средства: тест Кимберли-Янг на Интернет-зависимость, тест для исследования самооценки в модификации Л.П. Пономаренко, изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Г.Н. Казанцевой), исследование самооценки по методике Дембо—Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан.
Для статического анализа данных использовались следующие методы: предварительная проверка данных на нормальность с помощью критерия Колмогорова-Смирнова, использование критерия Манна-Уитни для сравнительного анализа групп с разным уровнем интернет-зависимости, использование коэффициента ранговой корреляции Спирмена для проведения корреляционного анализа и интерпретации его результатов для оценки связи между анализируемыми показателями.
Интернет-зависимость (или интернет-аддикция) — это навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в сети. В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом». Основные разновидности деятельности, осуществляемой через Интернет — это общение, развлечение - имеют свойство захватывать человека полностью, не оставляя ему свободного времени и сил на другие виды деятельности.   
Самооценка играет важную роль в формировании идентичности в юношеском возрасте, искажение в формировании идентичности характеризуется чувством опустошения, которое нужно чем-то заполнить. Уход личности в виртуальный мир связан с его личностными особенностями и отношением с окружающей действительностью, его положением в обществе. Личности, которые плохо адаптируются в социуме, не имеют друзей - больше подвержены интернет — зависимости.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В целом по выборке склонность юношей и девушек к зависимости от Интернета находится на достаточно высоком уровне.
2. Среди респондентов не было ни одного человека с низким уровнем зависимости.
3. Различий в общем уровне самооценки между исследуемыми группами обнаружено не было. Большинство юношей и девушек характеризуются адекватным уровнем самооценки. Менее всего в выборке выражена завышенная самооценка.
4. Выше всего у юношей и девушек выражена самооценка в таких сферах как ум, способности, здоровье и характер. Далее идут авторитет у сверстников и внешность. Ниже всего выражена у них самооценка в умении делать что-либо своими руками и уверенность в себе. В целом все показатели выражены на среднем уровне.
5. В то же время уровень притязаний находится на высоком уровне, и выше всего выражен в таких сферах как авторитет у сверстников, внешность и ум, способности. Несколько ниже желаемая самооценка по показателю «уверенность в себе», а также здоровье и характер. Ниже всего выражена желаемая самооценка в сфере умения многое делать своими руками.
6. Самооценка юношей и девушек, имеющих Интернет-зависимость, существенно ниже, чем у юношей и девушек, имеющих лишь склонность к чрезмерному использованию Интернета.
7. Интернет-зависимость в юношеском возрасте связана с общей сниженной самооценкой личности, а также с ощущением юношей низкого авторитета среди сверстников и низкой уверенностью в себе, то есть с показателями, связанными с социальным взаимодействием. В то же время и желаемая уверенность в себе находится в группе Интернет-зависимых юношей и девушек на невысоком уровне.
8. Именно низкая оценка своего положения в имеющихся социальных связях и взаимоотношениях (или их отсутствие) в реальной жизни способствует уходу юноши или девушки в виртуальную реальность.
9. Было установлено, что чем выше степень Интернет-зависимости, тем ниже общая самооценка личности в юношеском возрасте, а также её оценка собственной уверенности в себе и своей внешности.
10. Таким образом, самооценка различается у юношей и девушек с высоким и средним уровнем Интернет-зависимости. При этом высокая степень Интернет-зависимости связана с низкой общей самооценкой личности, а также с их низкой уверенностью в себе и оценкой своей внешности.
Как следствие, данные факторы создают неблагоприятные психологические явления, которые в свою очередь отрицательно влияют и на степень Интернет-зависимости, и на возможности самоактуализации личности в юношеском возрасте. Подобные результаты являются характерными для молодёжи в настоящее время, однако они являются высокими и свидетельствуют о наличии у лиц юношеского возраста психологических проблем, связанных с использованием сети Интернет.
Опираясь на результаты исследования, можно сделать вывод о том, что в настоящее время почти не осталось молодежи, чья склонность к зависимости от Интернета была бы низкой. Реальность такова, что почти каждый молодой человек или девушка имеют если не Интернет-зависимость, то некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом, что говорит также и о наличии у этих лиц психологических проблем, связанных с использованием Интернета (вне зависимости от вида пристрастия).
По итогам проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что основные гипотезы о том, что «особенности и качество самооценки в юношеском возрасте влияют на уровень интернет-зависимости» и «интернет-зависимости подвержены неуверенные в себе личности юношеского возраста, имеющие низкую самооценку, ощущение низкого авторитета среди сверстников и озабоченность своей внешностью» подтвердились.