Автор Тема: Специфика пресуицидального состояния несовершеннолетних  (Прочитано 1238 раз)

Пономарева Е.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
Специфика пресуицидального состояния несовершеннолетних
Пономарева Е.С.
ФГБОУ ВО МГППУ (г. Москва)
Научный руководитель - Делибалт В.В.
Подростковый суицид и пресуицидальное состояние у несовершеннолетних являются актуальной проблемой для современного общества. По данным ВОЗ за 2010 г., Россия занимает 4-е место в мире по числу детско-подростковых самоубийств: 30,6 на 100 000 населения у мальчиков и 8,5 на 100 000 – у девочек (Ишимбаева А.Н., 2013). Данные ВОЗ за 2015 г. по отношению к России почти не изменились. Следовательно, чтобы приблизиться к решению поставленной проблемы, необходимо выявить причины такого поведения, и использовать полученные знания для создания профилактических программ.
Объектом проводимого исследования стало пресуицидальное состояние, предметом исследования – специфика пресуицидального состояния несовершеннолетних.
Целью работы было выявление и описание специфики пресуицидального состояния несовершеннолетних.
Задачами исследования являлись:
1.   Описание понятия «суицид» в гуманитарных науках и психологии.
2.   Рассмотрение основных психологических подходов к изучению суицидального поведения.
3.   Описание методов изучения суицидального поведения.
4.   Анализ понятия «пресуицидальное состояние».
5.   Систематизация исследования пресуицидального состояния и суицидального поведения у людей разных возрастов.
6.   Раскрытие специфики пресуицидального состояния у несовершеннолетних.
Гипотезой исследования послужило предположение о возможности выделения индикаторов пресуицидального состояния, которые могли бы указывать на риск суицидального поведения у несовершеннолетних.
Для составления представления о понятии «суицид» мы изучили работы Н.Н. Спадеровой, Н.С. Ефимовой. В целях определения маркеров пресуицидального состояния были проанализированы теоретические положения, разработанные Г.С. Банниковым, К.А. Кошкиным, А.В. Аксютой. Г.С. Банников и К.А. Кошкин в системе маркеров пресуициального состояния определяют следующие компоненты: смысловой, когнитивный, эмоционально-поведенческий, витальный, субпсихотический (Банниов Г.С., 2013). В этой работе мы сделали акцент на исследовании и описании эмоционально-поведенческого компонента, а также на исследовании индивидуально-типологических свойств в русле концепции Собчик Л.Н. (Собчик Л.Н., 2005).
Нами были использованы следующие базовые понятия:
Суицид – «внешняя или внутренняя активность, аутоагрессия, направляемая стремлением человека лишить себя жизни» (Ефимова Н.С., 2014).
Суицидальное поведение – «стадийный и динамичный процесс, в котором суицидальная активность прогрессирует от начальных, малоосознаваемых внутренних форм до практической реализации суицидальных действий» (Спадерова Н.Н., 2014).
Пресуицидальное состояние – специфическое состояние человека, обуславливающее проявление суицидального поведения, зависящее, от актуальной стрессовой ситуации; наличия факторов суицидального риска, отражающих уровень сформированности суицидальных намерений; депрессивного состояния и чувства безнадежности (авторское определение).
Во время проведения исследования использовались следующие методики:
Для диагностики суицидального риска, выявления уровня сформированности суицидальных намерений, предупреждения серьезных попыток самоубийства использовался опросник суицидального риска (ОСР) Шмелева А.Г. (модификация Разуваевой Т.Н.).
Для оценки восприятия настоящего прошлого и будущего использовалась «Шкала безнадежности» А. Бека (Hopelessness Scale, Beck et al. 1974).
Чтобы оценить преобладающие индивидуально-личностные свойства (ведущие тенденции) был использован индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО) Собчик Л.Н.
Выборка была сформирована из числа учащихся 7-х классов ГБОУ СОШ №1492, являющейся базой практики ФГБОУ ВО МГППУ. В исследовании участвовали два 7-х класса, в количестве 36 человек, из них 18 девочек, 18 мальчиков в возрасте 13-14 лет.
Экспериментальную группу составило 17 испытуемых, у которых было выявлено наличие суицидальных рисков с помощью методик: ОСР и «Шкала безнадежности» А. Бека.
В контрольную группу вошло 19 испытуемых, у которых не было выявлено суицидальных рисков.
Результаты. В экспериментальной группе преобладала высокая выраженность всех факторов суицидального риска. В контрольной группе преобладала средняя выраженность почти всех факторов, кроме демонстративности (47% в обеих группах) и низкая этого же фактора, а также аффективности, уникальности, несостоятельности, временной перспективы.
В контрольной группе безнадежность не была выявлена у 15 человек (79%), показателей тяжелой безнадежности в ней не обнаружено. В экспериментальной группе тяжелый уровень безнадежности наблюдался у 2 человек (12%).
В экспериментальной группе наблюдались избыточно повышенные показатели по сензитивности у 6 человек (35%) и тревожности у 4 человек (24%), в контрольной группе эти показатели были зафиксированы у 3 (16%) и 2 (11%) человек соответственно. А также были выявлены избыточно повышенные значения интроверсии у 4 человек (24%), в контрольной группе такие показатели не встречались.
Обсуждение результатов. Методики ОСР и «Шкала безнадежности» А. Бека показали наличие суицидальных тенденций в экспериментальной группе. Респондентам из этой группы в большей степени свойственна высокая выраженность показателей сензитивности и тревожности. Это может означать, что для детей с наличием пресуицидального состояния характерны такие черты, как ранимость, обидчивость, склонность к депрессивным реакциям в случае неудач, сложность в адаптации к стрессовым ситуациям. Такие дети могут быть нерешительны, мнительны, боязливы, склонны соответствовать требованиям окружения. При совокупности сильно выраженных тенденций к тревожности и сензитивности проявляется конформный стиль межличностного поведения, который, соответственно, может быть характерен для пресуицидального состояния.
Выводы:
1.   Выявлены индивидуально-психологические черты, способные усиливать пресуицидальное состояние: сензитивность и тревожность.
2.   Указанные в гипотезе индивидуально-психологические черты: эмотивность, ригидность, спонтанность – не оказывают влияние на пресуицидальное состояние.
Заключение. Подчеркивая важность проблемы самоубийств среди подростков, следует отметить, что на выраженность пресуицидального состояния оказывают влияние определенные индивидуально-психологические черты. Было проведено эмпирическое исследование, которое помогло их обнаружить. Гипотеза частично подтвердилась. Таким образом, нам удалось выделить сензитивность и тревожность, как наиболее значимые критерии, способные усилить пресуицидальное состояние и повысить вероятность проявления суицидального поведения.
Хотелось бы отметить важность проведения профилактических работ направленных на создание условий для сохранения физического, личностного и социального здоровья подростков, а также на предупреждение влияния негативных факторов.

Список литературы
1.   Аксюта, А.В. Современные направления психологической профилактики суицидального поведения подростков // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2015. – Т. 24, № 2. – С. 127–132.
2.   Банников, Г.С. Кризисные состояния у подростков (пресуицидальные маркеры, особенности личности, стратегии кризисной психотерапевтической помощи) / Г.С. Банников, К.А. Кошкин // Медицинская психология в России. – 2013. – № 2. – С. 7–7.
3.   Ишимбаева, А.Н. Суицидальное поведение у детей и подростков Забайкальского края : диссертация ... кандидата медицинских наук : 14.01.06 / А.Н. Ишимбаева. – Москва, 2013. – 189 с.
4.   Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. – Санкт-Петербург : Речь, 2005. – 624 с.
5.   Спадерова, Н.Н. Особенности суицидального поведения детей и подростков : обзор литературы // Тюменский медицинский журнал. – 2013. – Т. 15, № 3. – С. 14–15.