Автор Тема: Особенности образа будущей семьи и самоотношения у подростков...  (Прочитано 267 раз)

Чурилова О.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности образа будущей семьи и самоотношения у подростков с девиантным поведением
Чурилова О.А., Делибалт В.В.
Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
Делибалт В.В.
Актуальность данного исследования обусловлена значительным ростом количества детей с девиантным поведением. Девиантное поведение подростков в последние годы в России приобретает всеобщий и массовый характер. В такой ситуации важно найти причины того, почему происходят подобные вещи, с чем связаны столь разрушительные тенденции. Пожалуй, самоотношение и восприятие самого себя можно назвать основополагающем в социальном бытии человека. Самоидентификация личности невозможна без влияния общества. Проблемы взаимосвязи поведения человека и его самоотношения уже много лет становится предметом исследования психологов. Самоотношение подростков — одна из важнейших задач для изучения в основном по причине того, что в становление личности происходит главным образом в подростковом возрасте у любого человека ( Пантелеев С.Р., 1991). Запрос на проблему образа будущей семьи у подростков с девиантным поведением связан, в основном, с большим количеством дисгармоничных семей, ростом разводов, неадекватностью мотивов заключения брачных союзов, ранних браков, детей, рожденных от внебрачного союза и растущих в неполных семьях, а также с рассогласованностью ценностей супругов. (Мишина Т.М., 1983) Результаты данного исследования можно применить для работы с девиантным поведением у подростков и его профилактикой.
Исследования были проведены в 2017-2018 годах среди учащихся ГБОУ СОШ №135 и Школа № 324 «Жар-птица». Количество участников исследования – 64 человека. Из них 35 детей ГБОУ СОШ №135 и 29 детей из Школы № 324 «Жар-птица». Для исследования были выбраны 32 человека стоящие на внутришкольном учете. Причины постановления на внутришкольный учет: у 12 учеников были приводы в полицию, у остальных 20 наблюдается в совокупности несколько показателей: систематическое непосещение учебных занятий без уважительных причин, неуспеваемость, агрессия по отношению к другим учащимся и учителям, употребление спиртных напитков, курение. А также вторая группа 32 ученика с хорошей успеваемостью, которые не были замечены в нарушении поведения в школе.
 После проведения исследования были получены следующие результаты:
1. По методике «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел) можно сказать, что у подростков с девиантным поведением, по сравнению с выборкой подростков с нормативным поведением, выше склонность к преодолению норм и правил, к аддиктивному поведению, к агрессии и насилию, к деликвентному поведению, ниже уровень контроля эмоциональных реакций.
2. По опроснику  «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (Опросник FACES-3) Д. Х. Олсона и по методике «Незаконченные предложения» Сакса Леви : Подростки с нормативным поведением видят свою нынешнюю семью более сплоченной (объединённая), чем ее видят подростки с девиантным поведением (разделенная). Образ будущей семьи различается у подростков из обеих групп в уровне сплоченности.  Подростки с нормативным поведением видят свою будущую семью запутанной. А подростки с девиантным поведением видят ее разобщенной. Подросткам с девиантным поведением, в отличие от подростков с нормативным поведением сложно противостоять отрицательным оценкам. Они видят свое будущее безнадежным, противоположный пол наделяют отрицательными качествами, как, впрочем, и образ семьи в целом.
3. По «Методике исследования самоотношения (МИС)» С.Р. Пантилеева, методике «Диагностика рефлексии» А.В. Карпова и по методике «Кто Я?» М. Кун и Т. Макпартленд: 
Рассматривая самоотношения у подростков из обеих групп, были обнаружены значимые различия. Подростки с нормативным поведением, по сравнению с подростками с девиантным поведением более социализированы, они чаще относят себя к учебной ролевой позиции, указывают принадлежность к семье и другим группам. Подростки с девиантным поведением практически не говорят о будущем, в основном в контексте будущих материальных приобретений и желаний, также они практически не описывают свою деятельность, у них низкий уровень рефлексии. У подростков с девиантным поведением часто возникает сложность с описанием себя, они чаще описывают ситуативные состояния голода, скуки и т.д. Они не готовы к изменениям, не желают самосовершенствоваться, не удовлетворены собой, находятся в состоянии постоянного контроля над своим «Я», имеют внутренние конфликты, сомнения и несогласия с собой. Подростки с девиантным поведением сомневаются в уникальности своей личности, не уверены в себе, чувствительны к замечаниям и критике, обидчивы, ранимы, склонны не доверять своей индивидуальности.
В заключение следует сказать, что одна гипотеза была подтверждена частично, так как структура самоотношения подростков с девиантным поведением имеет свои отличительные особенности, которые выражаются главным образом в низком уровне рефлексии, внутренней конфликтности, самоценности, при этом уровень самопринятия не показал значимых различий между контрольной и экспериментальной группой. Вторая гипотеза полностью подтверждена, образ будущей семьи у подростков, с девиантным поведением, действительно представляется, как среднесбалансированная или несбалансированная, и при этом разобщенная.

Список литературы
1.   Мишина, Т.М. Семейная психотерапия и динамика образа «будущей семьи». Психогигиена и психопрофилактика / Т.М. Мишина. – Москва : Статистика, 1983. -  21-26с.
2. Пантелеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система: монография / С.Р. Пантелеев. – Москва : Издательство Моск. ун-та, 1991. - 100 с.