Автор Тема: Психологические и психосемантические особенности отношения родителя к ребенку...  (Прочитано 298 раз)

Абрамова С.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Психологические и психосемантические особенности отношения родителя к ребенку с ограниченными возможностями здоровья
Абрамова С.С.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель – Русаковская О.А
Семья, в которой есть ребёнок с нарушениями развития – это особая социальная ситуация и особая ситуация развития для такого ребенка. В большом количестве семей с ребенком, имеющим нарушения развития, деятельность, направленная на коррекцию имеющихся у ребенка проблем, его развитие и абилитацию, становится для родителей ведущей (смыслоопределяющей или сверхценной). При конструктивном  смыслообразующем характере данной деятельности ребенок воспринимается родителем как субъект, отношение к нему характеризуется эмпатией. К сожалению, чаще всего у родителей, занимающихся в Центре лечебной педагогики, эта деятельность носит неконструктивный сверхценный характер, при котором ребенок воспринимается как объект педагогического воздействия.
В настоящее время в психологии имеется достаточно большой опыт оценки особенностей отношения родителей к ребенку с использованием не только различного рода опросников (АСВ, ОРО), но и методологии психоаналитического интервью, содержательного контент-анализа высказываний родителя, психосемантического подхода, которые позволяют выявить качественные базовые, глубинные характеристики родительского отношения. 
В то же время исследований, которые использовали бы подобные методы для оценки родительского отношения к детям, имеющим нарушения развития, мы не нашли, что определяет актуальность нашего исследования.
Целью настоящей работы являлось изучение особенностей родительского отношения в семьях, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья и активно занимающихся его психолого-педагогической коррекцией и абилитацией, с помощью модифицированной методики «Родительское сочинение» и родительских сочинений в свободной форме (Шведовская А.А., 2005). 
Основную группу испытуемых составили родители, которые воспитывают ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в возрасте от 7 до 10 лет и активно занимаются его психолого-педагогической коррекцией в Центре лечебной педагогики (N=7). Контрольную группу составили родители, воспитывающие здорового ребенка такого же возраста (N=7). 
Наряду с традиционными параметрами: распространенность определенных содержательных категорий, эмоциональный знак высказываний, особенность временной перспективы, центрированность высказываний, нами оценивалась частота использования внутренних предикатов, относящихся  к ребенку и к самому родителю (Новикова-Грунд М.В., 2014).
Получены следующие результаты по модифицированной методике «Родительское сочинение». Первое, что обращало на себя внимание, это большее количество высказываний с отрицательным эмоциональным знаком в группе родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ: 7/7 в сравнении с 3/7 в контрольной группе.
У родителей основной группы было больше высказываний, центрированных на себе (39/7 против 18/7). Если в контрольной группе было в целом больше высказываний, центрированных на ребенке, чем на себе, то в основной группе соотношение центрирования на ребенке составило 78/7 против 90/7.
В основной группе центрированные на себе встречались в большом количестве: 7/7 при продолжении фразы «Когда я думаю о своем ребенке, то.…», 5/7 при продолжении фразы «Я очень раздражаюсь, когда…» В последнем случае содержание высказываний часто касалось состояния родителя («не могу понять, что у нее болит», «не могу владеть ситуацией», «чувствую упадок сил и моральную усталость»).
Интересно, что в одной шкале блока «Идеальные ожидания» соотношение между высказываниями, центрированными на себе и ребенке, в группах, было обратным. При продолжении фраз «Я всегда мечтала о том, что…»  у родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, было 6/7 высказываний, центрированных на ребенке, против 5/7 в контрольной группе; высказываний, центрированных на себе: 1/7 и 3/7, соответственно.
При сопоставлении содержательных категорий выявлялось следующее. У родителей основной группы во многих высказываниях звучали опасения в связи со здоровьем ребенка (33/7 против 9/7).
Количество безличных ответов значительно больше в основной группе (17/7 против 7/7). Родители, воспитывающие ребенка с ОВЗ, часто указывали: «я хотела бы, чтобы случилось чудо», «я всегда мечтала о том, что произойдет чудо и мой ребенок полностью выздоровеет». Высказываний, в которых указывались третьи лица, было больше в основной группе (13/7 против 5/7). Дело в том, что родители, воспитывающие ребенка с ОВЗ, очень переживают по поводу отношений их ребенка со сверстниками. Об этом говорят такие высказывания: «я всегда мечтала о том, чтобы у него появился друг», «мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимание игре и общению со сверстниками».
Как мы и предполагали, количество высказываний, которые содержали внутренние предикаты, относящихся к себе, было значительно больше в основной группе, чем в контрольной группе: 44/7 и 6/7. Это объясняется тем, что родители испытывают внутреннее беспокойство за ребенка и сомнения, связанные с возможностью преодоления болезни, надеются на чудесное исцеление ребенка, записывают его на различные занятия и ищут новых специалистов, которые помогут  ребенку.
Количество высказываний, которые содержали внутренние предикаты, относящиеся к ребенку, было меньше в основной группе, чем в контрольной группе: 12/7 и 20/7. Одно из возможных объяснений этого – меньшая способность родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, к эмпатии, проблема субъект субъектных отношений.
Получены следующие результаты по родительским сочинениям: «Мой ребенок» и «Однажды мой ребенок». Все сочинения в обеих группах имеют положительный знак.
У родителей основной группы было больше высказываний, центрированных на себе (14/7 против 4/7). Соотношение высказываний, центрированных на ребенке, в основной группе составило 40/7 против 44/7.
При сопоставлении содержательных категорий выявлялось следующее. У многих родителей основной группы сочинения содержали историю болезни ребенка (6/7).
Количество высказываний, которые содержали внутренние предикаты, относящихся к себе, было значительно больше в основной группе, чем в контрольной группе: 11/7 и 3/7.
Количество высказываний, которые содержали внутренние предикаты, относящиеся к ребенку, было незначительно меньше в основной группе, чем в контрольной группе: 4/7 и 7/7. 
Таким образом, психосемантический анализ текстовых методик выявил в основной группе небольшое количество внутренних предикатов, относящихся к ребенку. Это свидетельствует о неконструктивном (сверхценном) отношении родителей к имеющимся у ребёнка проблемам. Родители основной группы воспринимают своего ребенка не как субъект, а как объект педагогического воздействия.

Список литературы
1.   Архиреева, Т.В. Психология родительства и детско-родительских отношений : Учеб-метод. пособие; НовГУ им. Ярослава Мудрого / Т.В. Архиреева. – Великий Новгород : НовГУ, 2006. – 16 с.
2.   Новикова-Грунд, М.В. Уникальная картина мира индивида и ее отображение на тексты: на примере текстов людей, совершивших ряд суицидальных попыток / М.В. Новикова-Грунд. – М. : Левъ, 2014. – 188 с.   
3.   Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен : учебное пособие / Р.В. Овчарова. – Москва : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
4.   Шведовская, А.А. Использование методики «Родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте // Психологическая диагностика. – 2005. – № 4. – С. 70-103.
5.   Шведовская, А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: дис. … канд. психол. наук / А.А. Шведовская. – Москва, 2006. – 206 с.